?

Log in

No account? Create an account
Цитатник Англофила по выходным - 26: О российском футболе и его традициях - Albion and Beyond: Russian Anglophile's Observations
Links My official Web page / National Centre for Computer Animation / HyperFun Project / KasparovChess / CrestBook / ChessPro / Daily Dirt / 64 / BBC / Daily Telegraph / Times / National Statistics / IMDb / Искусство кино / Lenta.ru / Полит.ru / Спорт: день за днем / Спорт Сегодня Октябрь 2017
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
Вс, 22 июн, 2008 18:52
Цитатник Англофила по выходным - 26: О российском футболе и его традициях

Сегодня, конечно, трудно говорить не о футболе. Даже такому как я, который полагал, что давно перестал быть болельщиком. Вот уж не думал, что доживу до такого: английская пресса - уже несколько дней - единодушно поет дифирамбы российскому футболу, и в каком стиле! А после вчерашнего разгрома, учиненного голландцам, в каждой воскресной газете можно найти несколько материалов, читая которые хочется себя ущипнуть, чтобы убедиться, что это не сон: неужели это о нашей сборной, которая последние 15 лет была постоянным и, казалось, навечно безнадежным, предметом для растройства? Вот заголовки и ссылки на несколько статей в сегодняшних воскресных газетах:

Never Netherland as sublime Russia turn on the style to sweep Holland aside
Guus Hiddink ends Dutch dreams
Arshavin's touches of magic inspire a Russian revolution
Hiddink engineers Russian revolution
Holland crash to Hiddink's Russian masters

Но в своей цитатной рубрике я приведу полный текст статьи обозревателя газеты Independent On Sunday Джонатана Уилсона. Потому что она, как мне кажется, может быть хорошим примером спокойного (и очень английского) аналитического материала настоящего футбольного эксперта. Который не только раскладывает по полочкам впечатления от конкретного матча, но способен отследить те истоки нынешней игры российской команды, которые и нам, ее болельщикам (и, насколько могу судить, российским обозревателям), не сразу очевидны. Отдавая должное Гуусу Хиддинку и ассоциируемому с ним тотальному голландскому футболу, он напоминает: великий футбол был и в Советском Союзе. И вспоминает имена великих тренеров Виктора Маслова и Валерия Лобановского.

Hiddink brings back memories of Kiev, not Cruyff

By Jonathan Wilson at St Jacob Park, Sunday, 22 June 2008

Simply wearing orange doesn't make you brilliant. They may wear the same colour shirts, but that is where the similarity between Marco van Basten's Holland and the Dutch team of the early Seventies ends. Not only was this never a team that played Total Football, but their exit came against a side who are far closer to the Rinus Michels ideal than they ever were.

As they played the Dutch into submission, Russia produced a performance that will echo through posterity. They were brilliant in beating Sweden but it was only Sweden. This was a superb performance, buzzing with character, flair and technical excellence against a team that had beaten the two World Cup finalists in the group stages. It was, simply, stunning.

It was mightily impressive too how they recovered from the blow of conceding to Ruud van Nistelrooy four minutes from time. Other sides might have folded, but Russia – for all their reputation for mental weakness – simply came again. Where a wobble might be expected, they produced 30 minutes more of their scintillating interplay: 3-1 barely did them justice.

This was fluency, and all the claims that had been made for the Dutch were exposed. The switch to 4-2-3-1, made in the autumn, left Holland playing with what the Italians would call a "broken team", with the two holding midfielders, Orlando Engelaar and Nigel de Jong, sitting in front of the back four, and the front four left to forage on their own. There is little movement between defensive and attacking zones.

Russia are rather truer to that great attacking tradition, but the association is not entirely comfortable. For one thing, Total Football was very much of its time. It was as devastating as it was not merely because of the technical qualities of the players involved, but because Michels's sides were among the first in the world to press the opposition in possession. They made a conscious effort to manipulate space in a way that was almost unique.

Not entirely unique, though, for pressing was pioneered under the Muscovite Viktor Maslov at Dynamo Kiev in the Sixties. That tradition was then developed by Valeriy Lobanovsky, and his way of doing things soon became the Soviet style. It is that school, as much as the Dutch one, of which the present Russians are the modern incarnations.

It may be that Guus Hiddink, having grown up in a similar tradition, is more attuned to Russian football than other foreigners would be – and it is probably no coincidence that another Dutchman, Dick Advocaat, has been successful with Zenit St Petersburg – but he has not implanted the Dutch model on the steppe.

One of the greatest fallacies of football history is the idea that Dutch football of the early Seventies was all about self-expression while Lobanovsky's Dynamo Kiev were some kind of mechanistic monster.

Lobanovsky, admittedly, imposed a style upon his squad, while Michels was the overseer of the organic development of hugely talented players who had played together for so long they came to have an almost preternatural understanding of one another's game, but the principles of both were the same. Dynamo and Ajax both played a high offside line, both pressed the opposition in possession and thrived on rapid passing and interchange of positions. Fundamentally, both were about the performance of individuals within the system.

Russia were not quite as impressively fluent as they had been on Wednesday, but then Holland are a rather better side than the dull, muscular Swedes. Still, though, there were flurries of the sort of breathtaking fluidity that had Russian commentators comparing their movement of the ball to the "clap, clap" rhythm of the great Soviet ice-hockey teams.

Yuri Zhirkov and Alexander Anyukov overlapped constantly from full-back, while at the centre of it all, coaxing and cajoling, was the playmaker, Andrei Arshavin. It is hard to believe any individual since Michel Platini 20 years ago has had such an influence over a game at this level.

Inevitably, when the breakthrough Russia had threatened for most of the first half arrived, Arshavin was the instigator. His ball to Sergei Semak, making a charge down the left, was perfectly weighted, but what made it special was the slight delay, the pause that ensured the holding midfielder had only to look up and square for Roman Pavlyuchenko to score.

It was Zenit's Arshavin who then dragged Russia forward again in extra-time, his runs spreading confidence through the white shirts as they spread panic through the orange. It was inevitable that it would be his cross which laid on the second for Dmitry Torbinsky, and then merely fitting that he should fire the goal that sealed it.

In the midst of the movement and all the passing, he was the central intelligence, cajoling, coaxing, directing. As Norman Mailer wrote of Muhammad Ali's genius, it is not the big punch that knocks opponents out but rapid and accurate combinations. Lobanovsky would have approved.

Tags: , ,

127CommentReplyПоделиться


(Anonymous)
Вс, 22 июн, 2008 19:25 (UTC)

А есть в переводе? Спасибо.


ReplyThread
valchess
valchess
Англофил
Вс, 22 июн, 2008 19:41 (UTC)

Сомневаюсь.


ReplyThread Parent

(Anonymous)
Вс, 22 июн, 2008 20:16 (UTC)

http://www.sports.ru/football/5037014.html


ReplyThread Parent
sherlock7
sherlock7
sherlock7
Вс, 22 июн, 2008 21:27 (UTC)

Вот только что общего эта группа усталых людей, ходящих по полю пешком, имела со сборной Голландии любого образца...


ReplyThread
valchess
valchess
Англофил
Вс, 22 июн, 2008 22:15 (UTC)

С одной стороны - да. С другой - каждая команда играет так, как позволяет соперник. В конечном итоге, остается память о результате. И о его справедливости.


ReplyThread Parent
sherlock7
sherlock7
sherlock7
Вс, 22 июн, 2008 22:34 (UTC)

понимаю, что соперник может не позволить пройти по флангу - но не позволить бегать и бороться за мяч, вместо того, чтобы жаться к своим воротам... Не слишком реалистично. Не позволить тренеру соперника выпустить Роббена? Совсем абсурдно звучит. Не позволить пасовать не на самого маленького по росту де Йонга, а на высокорослых защитников? Даже это очень сомнительно.
А если вспомнить, СКОЛЬКО Россия выиграла в промежутке между июлем 2007 и июнем 2008 (не только в футбол) - и ВСЁ ВПЕРВЫЕ, и почти всё - после разгромов на предварительных этапах и после безумных ошибок соперника - то объяснения напрашиваются уже совсем другие...
А память остаётся о том, о чём хочется помнить - такова уж природа человека.


ReplyThread Parent Развернуть

















































































































sherlock7
sherlock7
sherlock7
Вс, 22 июн, 2008 22:37 (UTC)

Да, забыл ещё одну выразительную деталь - передачи вратарю с центра поля. Когда (в значении - when on Earth?!) и с кемГолландия играла в такой позорный футбол - да ещё с первых минут матча??
Как будто её дементоры Роулинг посетили...


ReplyThread Parent
vladimirpotapov
vladimirpotapov
Владимир Потапов
Вс, 22 июн, 2008 22:07 (UTC)

Спасибо. Действительно интересно.


ReplyThread
valchess
valchess
Англофил
Вс, 22 июн, 2008 22:49 (UTC)

Да, всегда хочется верить, что есть за конкретикой пары матчей существуют пусть скрытые и уходящие в прошлое, но реальные пружины-традиции, запечатленные у тех же молодых игроков где-то в подкорке. И которые можно разбудить.


ReplyThread Parent
yakov_a_jerkov
yakov_a_jerkov
yakov_a_jerkov
Вс, 22 июн, 2008 22:30 (UTC)

но способен отследить те истоки нынешней игры российской команды, которые и нам, ее болельщикам (и, насколько могу судить, российским обозревателям), не сразу очевидны.

Не по делу многозначительно, по-моему. Маслов, Лобановский -- это все интересно, конечно, само по себе. Но привязывать это к конкретным двум играм... Мне кажется, не нужно пытаться во всем найти какой-то большой смысл.

То есть вот не выйди Россия из группы, что ведь тоже было вполне реально, уверен, мы бы прочитали немало глубокомысленных статей о том, тчо это закономерно.


ReplyThread
valchess
valchess
Англофил
Вс, 22 июн, 2008 22:47 (UTC)

Конечно, результат диктует оптику восприятия - такова природа спорта. Но все же я считаю важным и интересным, когда как раз за деталями конкретных двух игр прослеживаются, пусть эфемерные, но ниточки в прошлое (традиции вообще вещь эфемерная, но это не значит, что их наличие не оказывает влияния).


ReplyThread Parent

valchess
valchess
Англофил
Пн, 23 июн, 2008 08:29 (UTC)

Так речь не о прагматичности, а о "тотальности". Помните, как Киев играл в лучшие времена? Вздохнуть сопернику не давал.


ReplyThread Parent
sgustchalost
sgustchalost
Человек, который не ставил смайликов
Пн, 23 июн, 2008 14:20 (UTC)
Э-э, сказали мы.

"всё должно делаться медленно и неправильно" - поэтому своими догадками я делюсь не более года назад , когда они пришли в голову (и тем благополучно избегаю хвастовства пророчествами), а сейчас, когда они почти очевидны.

1. После 2-3 первых матчей команды Хиддинка встал очевидный вопрос: а что он, собственно, хочет сделать?
Этого убирает, того приглашает в сборную. Лучше не становится.

2. Показалось, в том числе и из интервью, что Хиддинк имеет целью ставить "свойственный стране футбол". Корее - корейский, австралии - австралийский.

3. Но что есть русский футбол? Как его подобрать без длительных проб и ошибок?
И возникло ощущение, что под "свойственным русским футболом" Хиддинк понимает сов.команду образца 1988 г. И ее копирует, "творчески".

4. Не динамо маслова, которое Хиддинк не видел. Не динамо Лобановского 70-х, ранних 80-х, которое было другим.
СССР образца 1988 г. Крупные центр. защитники. Быстрые атакующие крайние защитники, помельче. Очень мелкие, очень быстрые и бегучие полузащитники (большинство). Силовой нападающий + быстрый нападающий. Очень быстрая автоматическая перепасовка на свободные зоны.
Ничего не напоминает?

5. При этом детальки к этой машине подбирались, схожие на одно место, но не одинаковые.
Быстров? - Саенко? - Сычев?
Павлюченко? - Погребняк? - Адамов?
Сычев? - Кержаков? - Аршавин?
Жирков? - Семшов? - Жирков.
При этом некоторые детальки не сходились. Скажем, такого умного центра защиты, как были Бессонов или Хидиятуллин, сейчас и на горизонте не видно.
А Жирков лучше своих прототипов.
А Беланов и Аршавин имеют разные плюсы.
А Билялетдинов, похоже, является, в фантазиях Хиддинка, аналогом Гаврилова или Титова (но, увы, не является).
А Семшова , самого по себе, не взяли бы даже за Динамо Кировобад играть, но - как деталька - и он игры не портит.

6. И это НЕ РАБОТАЛО!
... а потом взяло, да и заработало...
Шаман, однако.


ReplyThread
nature_wonder
nature_wonder
nature_wonder
Пн, 23 июн, 2008 17:36 (UTC)
Re: Э-э, сказали мы.

да нет, работало оно и раньше. только фрагментарно и не так ярко. Впервые, пожалуй, прообраз можно было наблюдать в Македонии (2:0).


ReplyThread Parent