?

Log in

No account? Create an account
Многозначительная Россия - 80: Фильм BBC "Следует ли бояться Россию?" - Albion and Beyond: Russian Anglophile's Observations
Links My official Web page / National Centre for Computer Animation / HyperFun Project / KasparovChess / CrestBook / ChessPro / Daily Dirt / 64 / BBC / Daily Telegraph / Times / National Statistics / IMDb / Искусство кино / Lenta.ru / Полит.ru / Спорт: день за днем / Спорт Сегодня Июль 2017
 
 
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
Чт, 23 окт, 2008 18:24
Многозначительная Россия - 80: Фильм BBC "Следует ли бояться Россию?"

Без малого год назад у меня был пост "Фильм BBC о Луговом или Портрет Патриота". И вот в минувший понедельник, в самый что ни на есть прайм-тайм (20.30) главного британского телеканала BBC1, в рамках популярного политического цикла Panorama был показан новый фильм того же автора - московского собкора Sunday Times Марка Франкетти (Mark Franchetti). Название получасового фильма (который, кстати, смотрели 2.4 миллиона зрителей - 10% всей аудитории) весьма многозначительное: "Should we be Scared of Russia?". Т.е. "Следует ли нам (англичанам) бояться России?"

Ответ на этот вопрос зрителю предлагается получить от самих россиян. Уже в преамбуле фильма Франкетти декларирует: отношения между западными странами и Россией ухудшаются, некоторые поговаривают о возобновлении холодной войны. Мы на Западе видим, как Россия все более агрессивно играет своими военными и энергетическими мускулами. А вот в России настроения иные: там люди почему-то ощущают себя как в осажденной всем западным миром крепости. Вот давайте этих российских людей и послушаем. И этот принцип выдержан очень четко: в фильме минимум авторских комментариев, а те что есть - сдержанные и сугубо фактологические. Автор задает вопросы - российские люди, знаменитые и беззвестные - отвечают. Несколько наблюдений, показавшихся мне любопытными.

  • Фильм все же начался с "world's perspective". Любопытно, что за исключением Гордона Брауна (с одной фразой), о новообретенной агрессивности России говорили американские деятели - МакКейн ("I look at Mr Putin's eyes and I see three letters "K", "G", "B"), Обама, Райс. Со своей стороны, В. Познер отметил, что если раньше антиамериканизм присутствовал в основном на уровне идеологии и властей, то теперь он распространен в народе, особенно среди молодежи. А Леонтьев на вопрос "Вы думаете, что Америка хотела бы видеть Россию слабой?" ответил: "Америка хотела бы, чтобы Россия не существовала".

  • Тот голос России, который звучал в фильме - это голос именно что Единой России. Не в партийном смысле - люди, отвечавшие на вопросы Франкетти, весьма разные - скажем, М. Леонтьев и В. Познер несовместимы даже стилистически. Но в этом фильме практически все говорили в унисон. Это был тот самый голос, который превалирует внутри России. Голос большинства, если угодно. Или - тот Голос, что звучит по главным каналам росийского телевидения (разве что в весьма вегетарианском варианте - даже Леонтьев как-то обошелся без своей фирменной экстремальной антизападной риторики). Никого из оппозиции в фильме не было и близко - ни каспаровых (пишу "фамилию" во множественном числе и с маленькой буквы, чтобы подчеркнуть типаж, а не персону), ни касьяновых, ни явлинских, ни - тем более - лимоновых. Говорили именно те, кого можно регулярно слышать по главным каналам российского телевидения. Это относилось и к знаменитостям, и к людям простым (Франкетти вел беседы и в Кремле, и на гламурной вечеринке столичного бомонда, и в ГУМе, и в некой деревне в 100 километрах от Москвы, и в Крыму) - никто не озвучил хотя бы минимальных оппозиционных настроений.

    Ну а главным собеседником Франкетти был вице-премьер Сергей Иванов - фрагменты интервью с ним (все время широко улыбавшимся - независимо от предмета разговора) прошли через всю передачу. Собственно, фильм начинается с обращенных к Иванову слов Франкетти: "Запад видит Россию автократичяеской и недемократической". Тот отвечает (на отличном английском): "Да, есть такое восприятие. Они все еще думают, что здесь медведи ходят по улицам, а все русские - пьяницы... Мы объясняемся искренне - наши слова фальсифицируют..." "Too much mistrust", - вставляет Франкетти. "Yes. The wall should go" - цитирует Иванов "любимую песню Пинк Флойд".

  • Сообща наши люди внятно воспроизвели практически все претензии к Западу, что звучат внутри России: НАТО, подбирающееся все ближе к нашим границам; размещение противоракетных систем в Польше и Чехии; несправедливая оценка действий России на грузинском направлении; вмешательство в дела Украины; Крым и российский флот; претензии США на мировое господство при отказе России претендовать на сходную роль в локальной зоне своего традиционного влияния... И главное: Запад не понимает Россию и не хочет понять.

  • Имя президента Медведева было, кажется, помянуто, один раз и мельком. "Russian strong man" Путин - вот кто лидер. Окна в квартире Франкетти выходят на Кутузовский проспект. "Смотрите", говорит он: "это очень оживленная магистраль. Но дважды в день она замирает минимум на полчаса" (и действительно, на экране - пустынная улица): "это едет Путин на работу и с работы" ("снимать", добавляет, "категорически запрещено"). "Путин - как царь". "При Ельцине нам зарплату не полностью выплачивали, а при Путине полностью, и пенсии все время повышают", - говорят деревенские женщины. И не понимают, почему Владимир Владимирович ушел с президенства. А вот что говорит молодая мать, покидающая роддом: "У нас есть уверенность в будущем. Нынешняя стабильность в нашей стране позволяет иметь больше одного ребенка". И добавляет: "Мы не какая-нибудь недоразвитая страна, а супердержава!" Ну и знаменитости привычно заливались соловьями: Н. Михалков напирал на то, что лидер "выглядит хорошо, не пьет, отвечает на все вопросы и вернул России достоинство", а М. Леонтьев - что "Страна пробудилась с приходом Путина" и "Путин после унижений и деградации 90-х вернул России государство". "Но ведь Путин авторитарен", - сказал Франкетти молодой девице, встреченной в ГУМе. Цитирую ответ: "Мы не такие цивилизованные, как хотелось бы. Поэтому нам нужна сильная рука". Тут же включается ее товарка: "С нами, русскими, надо обращаться жестко".

  • Франкетти - Иванову: "У Вас больше нет оппозиции, свободной прессы. Вы понимаете, почему английские люди не думают, что у Вас тут демократия?". Ответ: "Мы - демократическая страна, и назад пути нет. Но наша демократия никогда не будет копией англоамериканской. Но базисные стандарты демократии у нас есть". Владимир Познер (разговор, судя по всему, шел в его квартире, на фоне антиквариата) объяснил термин "дерьмократия" ("shitocracy") и высказал популярную, насколько я понимаю, среди российской либеральной интеллигенции мысль: Страна не готова к западной демократии, ее здесь никогда не было, с этим надо смириться. Китаю претензий по этому поводу не предъявляют. Вот и России не надо. А то будет только хуже! И всем. В общем, "Give this country a break!"

  • Заключал фильм монолог Никиты Михалкова. Цитирую (почти дословно): "Ты меня не любишь, англичанин. Ты меня давил много веков. Но у тебя есть мощь. И ум. И я тебя уважаю. Я хочу иметь с тобой дело. Я тоже мощный и умный. Я хочу, чтобы ты уважал меня как противника (в английском переводе вместо "как противника" прозвучало "as opponent". Не знаю, случайно или нет), а я тебя. Россию надо уважать. Хотите разговаривать - давайте разговаривать. Хотите драться? Давайте драться. Только потом не жалуйся".

    Все это с фирменными, так нам всем знакомыми (и по фильмам типа "12", и по бесчисленным телепроповедям) интонациями. Такими задушевными, свойскими, искренними. Ну и с легкими угрожающими обертонами, конечно. На крупном плане это выглядело просто как классический монолог взявшего собеседника за пуговицу и слегка дышащего прямо в лицо перегаром немного неуравновешенного гражданина во флотской фуражке, вроде бы уверенного в собственной неотразимости, но все же слегка сомневающегося: "Ты меня уважаешь?". Не сомневаюсь, что сам Никита Сергеевич полагал, что воплощает очень привлекательный образ сильной России.

    Но он дал возможность Франкетти заключить: "Итак, какие настроения превалируют в России? Масса противоречивых эмоций: с одной стороны - культивируемое чувство превосходства бывшей супердержавы, с другой - комплекс неполноценности, как раз потому что бывшей... И здесь сыты по горло лекциями с Запада"...

  • Tags: , , ,

    61CommentReplyПоделиться

    bromozel
    bromozel
    Бромозель
    Чт, 23 окт, 2008 17:32 (UTC)

    "Но этом фильме практически все говорили в унисон. Это был тот самый голос, который превалирует внутри России. Голос большинства, если угодно."

    Это совсем не голос России, на мой взгляд.


    ReplyThread
    valchess
    valchess
    Англофил
    Чт, 23 окт, 2008 17:36 (UTC)

    Ну я же дальше (в этом же абзаце) объясняю более конкретно, почему это Голос России и какой это голос. Думаю, автор фильма сделал это сознательно. Тем более, что сомнений насчет "большинства" нет.


    ReplyThread Parent Развернуть



    verbatim_sm
    verbatim_sm
    verbatim_sm
    Чт, 23 окт, 2008 17:37 (UTC)

    Не удалось посмотреть эту передачу, так что спасибо за резюме.

    А я бы перевела "противника" не как opponent, а как counterpart, в русском же предложении проскальзывает двусмысленная, неагрессивная коннотация (я тебя уважаю и т.д.). То есть в данном случае как бы партнер, но, если потребуется, может стать и противником.


    ReplyThread
    valchess
    valchess
    Англофил
    Чт, 23 окт, 2008 20:01 (UTC)

    Все-таки counterpart может быть процессуальным противником - в юридическом процессе. А так - это скорее коллега, аналог. Мне кажется, что в михалковском выражении более точно было бы без обиняков - enemy, adversary. Противник в русском - это все-таки сильное слово. Лично я против его использования в таком контексте.


    ReplyThread Parent
    bonaventura
    bonaventura
    bonaventura
    Чт, 23 окт, 2008 17:49 (UTC)

    хорошо излагаете
    браво


    ReplyThread
    valchess
    valchess
    Англофил
    Чт, 23 окт, 2008 19:48 (UTC)

    Да ладно - просто не поленился записать впечатления по горячим следам.


    ReplyThread Parent
    050778
    050778
    Антон Псевдонимов
    Чт, 23 окт, 2008 17:55 (UTC)

    Спасибо, интересно. Ну и как реакция, что сами англичане говорят?


    ReplyThread
    valchess
    valchess
    Англофил
    Чт, 23 окт, 2008 19:47 (UTC)

    Честно говоря, не знаю - был очень заня на этой неделе, ни с кем практически не разговаривал.


    ReplyThread Parent
    vba_
    vba_
    vba_
    Чт, 23 окт, 2008 18:02 (UTC)

    Спасибо, очень интересно.


    ReplyThread
    valchess
    valchess
    Англофил
    Чт, 23 окт, 2008 19:47 (UTC)

    Спасибо за интерес!


    ReplyThread Parent
    anglichanin
    anglichanin
    anglichanin
    Чт, 23 окт, 2008 18:38 (UTC)
    Спасибо, интересный пост

    Постараюсь посмотреть эту передачу в повторе. Высказывание Михалкова мне понравилось. Можно соглашаться или не соглашаться с мнением российского большинства , но покровительственный (patronising) тон нынешних британских политиков и СМИ совершенно уже надоел.


    ReplyThread
    valchess
    valchess
    Англофил
    Чт, 23 окт, 2008 19:46 (UTC)
    Re: Спасибо, интересный пост

    Михалкова, признаться, в такого рода ипостаси выношу с трудом. Насчет тона британских СМИ (коих я в целом поклонник) относительно России - с Вами в общем-то согласен. Другое дело, что тон (да и суть) выступлений большинства российских СМИ в адрес Британии вообще ниже любого плинтуса.


    ReplyThread Parent
    nemuri_neko
    nemuri_neko
    Полярный кот
    Чт, 23 окт, 2008 19:10 (UTC)

    А вы считаете, что Россия готова к демократии (т.е., при возможности свободных выборов удержит у власти демократические силы)?


    ReplyThread
    valchess
    valchess
    Англофил
    Чт, 23 окт, 2008 19:43 (UTC)

    Я считаю, что демократия - это процесс. Лично я вполне готов смириться с ее (демократии в английском, скажем, варианте) существенными ограничениями - при условии, что вектор направлен на ее развитие. Нынешние власти (лицемерные и некомпетентные) этот вектор давно развернули в другую сторону - при том, что и политическая, и особенно экономическая конъюнктура была благоприятна. Другое дело, что могло бы быть и еще хуже.


    ReplyThread Parent Развернуть




    lev_semerkin
    lev_semerkin
    Лев Семёркин
    Чт, 23 окт, 2008 20:03 (UTC)
    спасибо за рассказ, оч.интересно!

    опять про Киплинга вспомнил
    слова Михалкова адресованы именно "от Киплинга - Киплингу"


    ReplyThread
    valchess
    valchess
    Англофил
    Чт, 23 окт, 2008 20:05 (UTC)
    Re: спасибо за рассказ, оч.интересно!

    По мне, эти слова прозвучали пародийно. В отличие от киплинговских.


    ReplyThread Parent Развернуть







    ah_leen
    ah_leen
    A
    Чт, 23 окт, 2008 20:07 (UTC)

    Спасибо, что поделились.


    ReplyThread
    valchess
    valchess
    Англофил
    Чт, 23 окт, 2008 20:19 (UTC)

    Пожалуйста!

    P.S. Сегодня, между прочим, интервьюировали парня из Вашего Ноттинтема (города, не универсbтета) - может, будет у нас PhD student.


    ReplyThread Parent Развернуть





    oude_rus
    oude_rus
    Maxim Pshenichnikov
    Чт, 23 окт, 2008 20:22 (UTC)

    передачи не смотрел, но интересно изложено.


    ReplyThread
    swamp_lynx
    swamp_lynx
    sub-culture
    Чт, 23 окт, 2008 20:53 (UTC)

    Очень интересно. Взгляд, понятно, очень ограниченный у нас в стране сложился, и мир этим обманываем. Была у нас демократия, никак не меньше, чем у остальной Европы и жить мы будем при ней куда лучше, чем многие сейчас успешные страны, просто не надо копировать западную модель, она для нас опаснее, чем застойная существующая.


    ReplyThread
    valchess
    valchess
    Англофил
    Чт, 23 окт, 2008 23:24 (UTC)

    Была у нас демократия, никак не меньше, чем у остальной Европы и жить мы будем при ней куда лучше

    А можно полюбопытствовать, что ж это за прошлая/грядущая демократия такая?


    ReplyThread Parent Развернуть





    jeyushka
    jeyushka
    Superstar in the makin'
    Чт, 23 окт, 2008 21:42 (UTC)

    а я вчера был в Тринити Колледже на обсуждении темы Russia- Reckless Menace or Misunderstood Giant. Я думал там - некомпетентное наивное обсуждение, оказывaется, все было по-солиднее бибисишной киношки. Правда камни в сторону России летят одни и те же (Грузия и зажимание сми, к примеру), но на нашем обсуждении все признали, что во всем ьезобразии причиной провокации и русофобская политика американцев. От англичан отбивались президенты русского студенческого общества Кембриджа со слоганом "Россия - культура, культура, культура". Очень весело.


    ReplyThread
    valchess
    valchess
    Англофил
    Чт, 23 окт, 2008 23:22 (UTC)

    Я бы присоединился к этим Вашим президентам русского студенческого общества... А что именно в бибисишной киношке Вы нашли столь несолидным?


    ReplyThread Parent Развернуть

    ex_desbaraj
    Неясный Сокол
    Пт, 24 окт, 2008 00:33 (UTC)

    Мне кажется, подбор материала тоже может быть тенденциозным.

    Вряд ли все в России считают, что мы - супердержава. Нефтяная клизма не всех расслабила. (Супердержава и хорошоший Путин происходят, в основном, от того, что действительно стали ездить на хороших машинах и т.д. в последние годы.)

    Вранье по телевидению делается настолько безыскусно, что даже "народ" понимает, у которого интернета нет.


    ReplyThread
    valchess
    valchess
    Англофил
    Пт, 24 окт, 2008 11:13 (UTC)

    Конечно, "все" так не считают. Но речь идет о большинстве. Причем том, что имеет Голос в мэйнстримовом российском информационном пространстве.


    ReplyThread Parent
    sherlock7
    sherlock7
    sherlock7
    Пт, 24 окт, 2008 05:37 (UTC)

    несправедливая оценка действий России на грузинском направлении; вмешательство в дела Украины; Крым и российский флот;

    S- Просто наталкивает на классическое стихотворение:

    Плачет кошка на заборе -
    У неё большое горе:
    Злые люди бедной киске
    Не дают украсть сосиски!


    ReplyThread
    lev_semerkin
    lev_semerkin
    Лев Семёркин
    Пт, 24 окт, 2008 09:32 (UTC)
    Кошки не похожи на людей, кошки – это кошки (Саша Черны

    Стишок про русских «кошек» и западных «людей» – точно в тему!

    Человек считает себя венцом творения и на этом основании считает все «сосиски» своими.
    Кошка с этим не согласна и пытается взять себе «сосиску» не спросив разрешения.
    От нее требуют безусловного подчинениями человеческим (цивилизованным) правилам поведения - есть только тогда, когда разрешат и только то, что разрешат «люди».

    Выхода из конфликта два – либо непослушную кошку прибьют.
    Либо человек увидит, что это не кошка, а лев – царь зверей, он «право имеет» и с ним придется считаться.


    ReplyThread Parent Развернуть

    ign
    ign
    Теократический Монархист
    Пт, 24 окт, 2008 20:21 (UTC)

    На Западе многие не понимают, что "демократия" в западном смысле слова имеет смысл только если люди активно этого хотят, воспринимая это как часть своей само-идентификации. В отсутствии этого, даже при наличии независимых СМИ и свободных выборов демократия остаётся лишь одним из способов легализации той иной сложившейся системы управления. Такая ситуация существует, например, в большинстве латино-американских стран. Говорить, что "народ не готов (пока?) к демократии" - это примерно то же самое, что говорить про некурящего, что он "не готов" к курению.

    В России, в свою очередь, многие не учитывают. что живут не на другой планете, а более или менее в Европе, как в географическом смысле, так и в культурном. В России уже лет 300 минимум существует влиятельное общественное течение, стремящееся переделать Россию по европейским стандартам или как минимум предпочитающим эти стандарты их отсутствию, поэтому чрезмерное раздувание внутри России почвеннических настроений и "у нас своя модель суверенной демократии" усиливает внутренний конфликт.


    ReplyThread
    valchess
    valchess
    Англофил
    Сб, 25 окт, 2008 21:20 (UTC)

    Со вторым Вашим абзацем полностью согласен... С пенрвым - не уверен. В частности, аналогия с курением кажется сомнительной. Курение - вредная привычка, между прочим!


    ReplyThread Parent
    th3
    th3
    Тамара Николаевна Зибунова
    Чт, 30 окт, 2008 14:57 (UTC)

    http://www.regnum.ru/news/estonia/1077050.html
    :-)


    ReplyThread
    valchess
    valchess
    Англофил
    Чт, 30 окт, 2008 15:16 (UTC)

    Да, я уже знаю. Это было именно то событие, которого я ждал, чтобы о Валентине вспомнить. И сделаю это в ближайшее время.


    ReplyThread Parent Развернуть