?

Log in

No account? Create an account
Зарплаты в научно-образовательном секторе разных стран: сравнительное исследование - Albion and Beyond: Russian Anglophile's Observations
Links My official Web page / National Centre for Computer Animation / HyperFun Project / KasparovChess / CrestBook / ChessPro / Daily Dirt / 64 / BBC / Daily Telegraph / Times / National Statistics / IMDb / Искусство кино / Lenta.ru / Полит.ru / Спорт: день за днем / Спорт Сегодня Ноябрь 2017
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
 
Ср, 4 мар, 2009 16:32
Зарплаты в научно-образовательном секторе разных стран: сравнительное исследование

В вышедшем сегодня в свет очередном (№ 4(23)) номере российской независимой научной газеты "Троицкий Вариант" опубликована моя статья (реферативного плана), чей заголовок совпадает с заголовком данного поста. Весь номер доступен для скачивания в виде файла формата pdf: http://trv.nauchnik.ru/23N.pdf. Для удобства скопирую статью сюда - думается, у меня достаточно френдов, которым она может быть интересна. Это моя вторая статья в этом издании - первую я в своем журнале уже представлял: "Научная Деятельность и Формальные Индикаторы, и Ранжирование Научного Вклада Разных Стран на Основе Импакт-фактора Цитируемости ".

Сколько зарабатывают ученые и университетские преподаватели разных стран? И как эти заработки сравнить между собой, принимая во внимание многообразные различия между странами, находящимися на разных континентах, имеющими разные уровни социально-экономического развития, разные особенности и традиции жизни вообще и учебно-научной жизни, в частности? Между тем, в нынешнюю эпоху глобализации, когда ученые и преподаватели имеют возможность работать не только в родной стране, такого рода вопросы становятся весьма насущными: уровень предлагаемых работодателями зарплат является мощным инструментом как привлечения кадров высшей квалификации из-за рубежа, так и, наоборот, оттока собственных таких кадров.

Едва ли не первое масштабное исследование на эту тему [1] выполнили сотрудники Центра Международного Высшего Образования при Бостонском Колледже (Boston College Center for International Higher Education). Краткое описание результатов своего исследования авторы опубликовали в издаваемом их организацией журнале [2]. Многие профессиональные издания разных стран (например, британский еженедельник Times Higher Education [3]) также ознакомили своих читателей с основными результаты исследования, сделав упор на сравнение положения в собственной стране с тем, что делается у ближних и дальних соседей.

Достаточно репрезентативную выборку стран (развитых и развивающихся, крупных, средних и небольших), составили следующие 15: Аргентина, Австралия, Канада, Китай, Колумбия, Франция, Германия, Индия, Япония, Малайзия, Новая Зеландия, Саудовская Аравия, Южная Африка, Великобритания, США. Чтобы сравнение выплачиваемых в разных валютах и затем расходуемых в разном экономическом контексте денежных сумм было более-менее корректным, в качестве сравнительной денежной единицы использовался "World Bank PPP dollar" (PPP - purchasing power parity) - т.е. американский доллар, в который валюты других стран переводились с помощью обменного курса, рассчитанного на основе паритета покупательной способности ("индекс Биг-Мака" является известным примером применения этой методологии).

Основные результаты исследования приведены в Таблице 1 (Для большей наглядности результаты исследования представлены также в графическом виде на рисунке 1). Все фактические данные относятся 2005-07 г. (т.е. это позднейшие доступные верифицированные сведения). Страны в таблице упорядочены по величине месячной зарплаты, усредненной (но не взвешенной!) по всем когортам университетских преподавателей и научных работников. Также для каждой страны приведены данные о динамике зарплат в разрезе всей карьеры – а именно, в начале трудовой деятельности (на должностях типа lecturer или assistant professor) и на ее вершине (должность профессора и эквивалентные ей). При расчетах принимались во внимание только зарплаты (всякого рода пенсионные или страховые компенсации не учитывались), причем только для работающих на полную ставку. Все суммы даны без учета последующих налоговых вычетов, которые весьма отличаются для разных стран (в Саудовской Аравии сумма подоходного налога равна нулю!).

Для обозначения социально-экономического контекста также приводится ранжирование стран согласно Индексу Человеческого Развития HDI (Human Development Index), который ежегодно представляет Программа Развития Организации Объединенных Наций (United Nations Development Program). Этот индекс учитывает три основных фактора: GDP per capita (внутренний национальный продукт в расчете на одного человека), среднюю продолжительность жизни и уровень образования населения. Согласно принятой в контексте применения индекса HDI терминологии, четыре страны из выборки (Колумбия, Китай, Южная Африка и Индия) относятся к «среднеразвитым», остальные – к «высокоразвитым».

МестоСтранаСредняя зарплата (WB PPP$)Зарплата в начале карьерыЗарплата на пике карьерыОтношение средних акад. зарплат и зарплат всего населенияМесто по HDI (2007)
1 Сауд. Аравия 6,611 3,162 8,490 3.74 61
2 Канада 6,548 5,2067,992 2.24 4
3 США 5,816 4,589 7,385 1.67 12
4 Австралия 4,795 3,810 6,570 1.75 3
5 Новая Зеландия 4,490 3,114 6,061 2.19 19
6 Великобритания 4,343 3,345 5,589 1.65 16
7Германия 4,333 3,683 5,108 1.68 22
8 Япония 4,112 2,979 5,546 1.63 8
9Южная Африка 4,076 2,560 6,105 5.77 121
10Франция 3,905 3,259 4,551 1.58 10
11Малайзия 3,107 2,049 4,422 3.25 63
12Аргентина 3,054 1,751 3,950 3.31 38
13Колумбия 2,826 1,987 4,079 5.38 75
14Индия 1,547 1,151 2,071 8.73 128
15Китай 1,182 682 1,845 3.47 81

Таблица 1: Академические зарплаты в разных странах

Некоторые достаточно очевидные наблюдения и выводы из представленных данных:

  • Если провести еще одно, глобальное, усреднение по всем странам, то величина среднемесячной академической зарплаты окажется равной $4,050. Средние зарплаты (в PPP $!) во входящих в выборку географически близких странах оказались весьма сходны, Это можно проследить на примере и Европы (впрочем, и японские зарплаты оказались близки к европейским), и Северной Америки (Канада и США находятся по всем параметрам рядом), а также Австралии и Новой Зеландии.

  • Обращают на себя внимание довольно приличные зарплаты в Южной Африке, Малайзии, Аргентине и Колумбии. Очевидно, в этих странах серьезно относятся к проблеме утечки своих мозгов. Китай сильно отстает от всех стран выборки по всем видам зарплат.

  • Усредненная по всем странам стартовая зарплата вначале карьеры составляет $2,888 в месяц. Показательно, что в менее развитых странах эти зарплаты довольно низкие (даже в Саудовской Аравии, где самая высокая средняя зарплата), зато перспективы ее повышения при условии достижения пика карьеры (т.е. ранга профессора) значительно более высокие, чем в странах, традиционно причисляемых к высокоразвитым.

  • Усредненная по всем странам профессорская зарплата составляет $5,318 в месяц и особенно высока в Саудовской Аравии, Канаде и США. Что касается динамики, в Китае и Саудовской Аравии можно ожидать за время карьеры увеличения зарплаты в 2.7 раза (и во всех остальных относительно «бедных» странах – в более чем 2 раза), в то время как в Германии только в 1.39 и во Франции в 1.4 раза. Из европейских стран в смысле прогрессистской перспективы выгоднее всего работать в Великобритании (где профессора получают в среднем в 1.67 раза больше чем только что вступившие на карьерную лестницу lecturers). В США соотношение зарплат на разных концах карьеры составляет 1.61, однако, следует иметь в виду, что по сравнению с Великобританией там значительно больший процент работающих в образовательном секторе достигает профессорского статуса. В этом отношении, впрочем, выделяется Япония, где рассматриваемый индекс довольно высок (1.86), и при этом очень высок и процент «полных профессоров».

  • Сравнение академических зарплат со средним доходом всего работающего населения, рассчитанного на основе GDP per capita, позволяет сделать вывод: в «богатых» западных странах доходы ученых выше средних менее чем в два раза - ближе всего к народу ученые во Франции, зарабатывающие лишь в 1.58 раза больше; чуть выше этот индекс для Японии (1.63), Великобритании (1.65), США (1.67) и Германии (1.68). Разве что в Новой Зеландии (2.19) и Канаде (2.24) ученые чувствуют себя более богатыми на фоне остального населения. В более «бедных» странах, где расслоение населения по доходам и уровню жизни значительно более выражено, уровень академических доходов много выше достижимого для среднего трудящегося. Понятно, что больше всего эта разница в Индии (8.73!), но и для остальных стран этого ряда значение индекса превышает 3 (Аргентина – 3.41, Китай – 3.47, Южная Африка – 5.77 и т.д.). Это означает, что профессия ученого может быть много привлекательнее в качестве карьерного выбора в относительно бедных странах, в то время как в высокоразвитых странах одаренная молодежь, желающая преуспеть в денежном отношении, может выбрать другие профессии, дающие больший выигрыш по сравнению со средним уровнем жизни. Что является ныне вполне реальной для этих высокоразвитых стран проблемой.

  • Страны с меньшей величиной Индекса Человеческого Развития HDI предсказуемо имеют и более низкие академические зарплаты. Однако, из этого правила имеются и исключения. Прежде всего, Саудовская Аравия (имеющая 61-й HDI в мире) обгоняет и по средним, и по профессорским зарплатам более высоко ранжированные страны. Однако, это можно списать на специфику богатой нефтью страны. Более удивительно, что имеющая только 121-й HDI Южная Африка по зарплатам своих профессоров впереди 10 стран из выборки (включая все европейские). Опять же очевидно, что данный факт отражает стремление властей сделать работу в этой стране более привлекательной для ученых высшей квалификации.


    Рисунок 1: Академические зарплаты: на старте карьеры (“entry level”), средние (“overall”), на пике карьеры (“top level”)/

    Авторы исследования подчеркивают, что они сделали только первый шаг в описании весьма сложной реальности получаемых научными работниками денежных доходов. Есть предложение разработать более формальную меру академического потребления – что-то типа «профессорской потребительской корзины» (professor's basket of goods). Необходимо и более дифференцированное рассмотрение доходов ученых разных специальностей, как и более тонкий учет разных социальных, экономических и иных контекстов. Ну и конечно, необходимо расширить выборку стран.

    Ситуация с академическими зарплатами в России осталась за пределами представляемого исследования. Думается, не в последнюю очередь потому, что для России не так просто добыть надлежащим образом верифицированные данные о реальных доходах российских ученых и вузовских преподавателей. Официальные зарплаты исключительно низки не только по мировым, но и по отечественным стандартам – этот факт совершенно очевиден. Однако, в отличие от коллег из большинства других стран (особенно высокоразвитых западных), для многих наших ученых официальные зарплаты на основном месте работы не являются определяющим источником дохода. Впрочем, это большая и отдельная тема, которая еще ждет своих исследователей.

    [1] “International comparison of academic salaries”.
    [2] “Exploring Academic Salaries in a Comparative Context”.
    [3] “British pay ranked mid-range, but future looks 'encouraging”.

    P.S. Более подробно о зарплатах в британских университетах:
    Британия в цифрах - 16: университетские зарплаты


    free counters

  • Tags: , ,

    18CommentReplyПоделиться

    anatol_olegych
    anatol_olegych
    anatol_olegych
    Ср, 4 мар, 2009 16:57 (UTC)

    Это любопытно, спасибо!

    Мелкиx замечания у меня два:

    График устроен странно(что должна символизировать линия, соединяющая квадратик французский к квадратиком для Саудовской Аравии?) -- претензия, я так понимаю, не к Вам.

    Немного неосторожное обращение с терминологией по-русски. Все же речь идет именно о профессорско-преподавательском составе, а не об "ученыx" вообще. В англо-американо-автралийской системе, assistant professor'ом в естественныx наукаx часто становятся не раньше 35-40 лет. Это начало этой лестницы, но в нельзя же считать, что 30-летний постдок еще на начал карьеру как ученый. Более важно, что эта лексическая неопределенность влияет и на выводы. Например, "утечка мозгов" относится не только и даже не столько к преподавателям, а, грубо говоря, к инженерам, прикладным ученым и т.д. В этм смысле зарплаты преподавателей имеют слабое отношение к проблемам brain drain'a.


    FrozenThread
    oude_rus
    oude_rus
    Maxim Pshenichnikov
    Ср, 4 мар, 2009 17:02 (UTC)

    //В англо-американо-автралийской системе, assistant professor'ом в естественныx наукаx часто становятся не раньше 35-40 лет.

    ?? - это тогда уж лучше не становиться.


    FrozenThread Parent
    purple_monkey
    purple_monkey
    ...
    Ср, 4 мар, 2009 18:31 (UTC)

    Почему?? Ассистант становятся обычно годам к 32-36, иногда к 40, получают теньюр за несколько лет, и всё. Всю оставшуюся жизнь человек занимается наукой в своё удовольствие, не боясь быть уволенным.


    FrozenThread Parent
    anatol_olegych
    anatol_olegych
    anatol_olegych
    Ср, 4 мар, 2009 19:55 (UTC)

    Ага. В свое удовольствие занимаясь писанием грантов :)


    FrozenThread Parent
    purple_monkey
    purple_monkey
    ...
    Ср, 4 мар, 2009 19:57 (UTC)

    Да, на которые можно заниматься своим любимым делом.


    FrozenThread Parent
    anatol_olegych
    anatol_olegych
    anatol_olegych
    Ср, 4 мар, 2009 20:27 (UTC)

    Ну, это понятно, что никто не силком не заставляет. :)

    Я просто к тому, что тенюра от головной боли не освобождает. Обычно возможность заниматься собственно наукой как раз уменьшается со служебным ростом. Увы.


    FrozenThread Parent
    valchess
    valchess
    Англофил
    Ср, 4 мар, 2009 19:18 (UTC)

    что должна символизировать линия

    семантически - ничего. Это просто для облегчения восприятия информации (вполне общпринятая штука в таких графиках).

    Что касается "терминологии", то Вы в некоторой степени правы. Я, честно говоря, не готов ответить (не заглядывая в их длинный отчет), учитывали ли они "reserchers" разного типа (каковые бывают отнюдь не только постдоками). Вообще, в английской системе нормально быть постдоком 3, ну - 5 лет. Если человек получил PhD лет в 25, то многие занимают должность lecturer сразу, а в основном - в районе 30. Конечно, все бывает (и специфика разных наук имеется), но постдоки 35 - 40 лет - это часто иностранцы, позже аборигенов начинающие академическую карьеру в новой стране или по каким-то причинам (языковым, например) не способные занять преподавательскую или постоянную исследовательскую position. К тому же, те же lecturers (да и research fellows) стартовую зарплату получают только в первый год. А затем она каждый год увеличивается с переходом на новую ступеньку "тарифной сетки". Во всяком случае, так в Британии.


    FrozenThread Parent
    anatol_olegych
    anatol_olegych
    anatol_olegych
    Ср, 4 мар, 2009 20:07 (UTC)

    Эдвард Тафти не одобрил бы такое употребление линий. И я с ним соглашусь -- линия обычно означает некую зависимость Х от У, где Х меняется закономерно (время, температура и т.д.)

    Я не столько радею о постдокаx и прочиx научныx сотрудников, сколько мне несколько странно считать "учеными" только людей со словом "профессор" в названии должности. Грубо говоря, большинство героев книги "Понедельник начинается в субботу" не были бы оxвачены этим исследованием. Это нормально, но текст должен четко это отражать (и, как я понимаю, в описании исследования это оговаривается вполне внятно).


    FrozenThread Parent
    valchess
    valchess
    Англофил
    Ср, 4 мар, 2009 20:44 (UTC)

    Принято считать (и не без оснований), что на Западе наука в основном сосредоточена как раз в университетах. Исследование их и охватывает. Не вся наука, это да. Но весьма значительная ее часть.


    FrozenThread Parent
    anatol_olegych
    anatol_olegych
    anatol_olegych
    Ср, 4 мар, 2009 20:13 (UTC)

    Да, мне больше знакома американская система, где ПxД делают лет по 6-7, да еще зачастую не сразу после колледжа, а поработав пару лет, то есть получают скорее ближе к 30. Но в общем, и в советской системе, по крайней мере в естественныx наукаx, 25 лет -- это близко к нижней границе для получения степени к.н.


    FrozenThread Parent
    oude_rus
    oude_rus
    Maxim Pshenichnikov
    Ср, 4 мар, 2009 17:04 (UTC)

    1. там в тексте ошибка: Африка не Северная, а Южная.

    2. разве ppp учитывает налоги, страховки, социальные бенефиты и т.д.?


    FrozenThread
    valchess
    valchess
    Англофил
    Ср, 4 мар, 2009 19:08 (UTC)

    1. Спасибо - исправил (и откуда взялось?). Хорошо, хоть в газете оказалось правильно.
    2. Не знаю, как ppp, но вообще-то (как я указал в тексте) все цифры в этом исследовании отражают только зарплаты без учета налогов, страховок и прочего. Вообще, конечно, копать для более корректных сравнений надо глубже. Ну так авторы и говорят - мол, первый шаг.


    FrozenThread Parent
    oude_rus
    oude_rus
    Maxim Pshenichnikov
    Ср, 4 мар, 2009 21:30 (UTC)

    a, я, значит, это дело проглядел. а отличие может оказаться весьма серьезным -- хотя, конечно, вряд ли что-то изменится принципиально.


    FrozenThread Parent
    netspiderul
    netspiderul
    [ul]netspider
    Ср, 4 мар, 2009 19:57 (UTC)

    Да по России лучше и не собирать никакую статистику. Только позориться. Аспиранты полторы тыщи в месяц получают, преподы без степени по три тыщи а со степенью долларов 500 если набежит, то это уже круто. Нам в этих рейтингах нечего делать.


    FrozenThread
    valchess
    valchess
    Англофил
    Ср, 4 мар, 2009 20:41 (UTC)

    Те же аспиранты при этом работают full time где-то еще за реальные деньги. Т.е. на самом деле они не аспиранты. Вот в этом - когда люди делают вид, что занимаются наукой, а на самом деле занимаются чем-то другим (и это не только к аспирантам относится) - это и проблема. Конечно, не их это вина.


    FrozenThread Parent

    (Anonymous)
    Чт, 5 мар, 2009 12:09 (UTC)

    Если они работают full time еще где-то, то, как правило, они не защищаются никогда. А зарплата 40 летнего снс в Академии наук 15000+3000(за степень) тоже не внушает оптимизма. Доплаты по каким либо академическим программам - в основном разовые в конце года,в ноябре-декабре, порядка 20-50 тыс. Гранты РФФИ -это не зарплата, это купить компьютер-бумагу итд, съездить на конференцию. Какой смысл оставаться в науке в России?


    FrozenThread Parent
    oude_rus
    oude_rus
    Maxim Pshenichnikov
    Ср, 4 мар, 2009 21:32 (UTC)

    а щас еще аспирантуру с 3 до 5 лет увеличат, то-то будет весело.


    FrozenThread Parent
    netspiderul
    netspiderul
    [ul]netspider
    Ср, 4 мар, 2009 22:01 (UTC)

    оггооо не слыхал об этом!! скоро?! это вкупе с увеличением ваковских публикаций? даа, "повезет" кому то!!


    FrozenThread Parent