?

Log in

No account? Create an account
Красное вино судьбы - Albion and Beyond: Russian Anglophile's Observations
Links My official Web page / National Centre for Computer Animation / HyperFun Project / KasparovChess / CrestBook / ChessPro / Daily Dirt / 64 / BBC / Daily Telegraph / Times / National Statistics / IMDb / Искусство кино / Lenta.ru / Полит.ru / Спорт: день за днем / Спорт Сегодня Июль 2017
 
 
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
Ср, 7 авг, 2013 19:28
Красное вино судьбы

Моему журналу - 10 лет! Юбилей, однако. Надо в такой день, наверное, как это с некоторых пор вошло в моду у местных старожилов, с ностальгией вспомнить золотые до-фейсбушные жж-времена, когда и читателей было больше, и дискуссии зажигательнее, а бессмысленных ботов так и вообще не было. И сам я публиковал свои безразмерные посты чаще и регулярнее, и ведь находились многотерпеливые френды, которые их читали! Читают худо-бедно и сейчас (тем более, что в последние месяцы я несколько активизировался), но ясно как белый день, что лучшие мои жж-деньки позади. Впрочем, таким переживаниям я уже с большей страстью предавался раньше.

Лучше вспомню свою собственную традицию (хотя уже забытую) - встречать юбилей курьезной историей. Со мною самим произошедшей. Как знают мои друзья в реальной жизни, в истории я попадать (а то и влипать) весьма склонен, так что недостатка в них нет. В первые годы отмечания жж-юбилеев байки мои были связаны с английским языком (в частности, "Первый юбилей: происшествие с произношением" и "Второй юбилей - с воспоминаниями о том, как я ЛСД-машину в Альбион ввозил"). Вот и сегодня поведаю уважаемым френдам не слишком примечательную, но в некоторой степени странную историю, которая случилась со мной около полугода назад. И связана она, как явствует из названия поста, с красным вином. Собственно, те, кто читал опубликованную 9 лет назад и уже упомянутую выше историю "с произношением", знают, что и там красное вино играло первостепенную роль, так что у меня с ним старые счеты. Впрочем, история не только винная, но еще и театральная.



В одну из пасмурных (что в Альбионе было отличительным погодным признаком первой половины этого года) февральских суббот я оказался в лондонском театре Trafalgar Studios 2 на дневном спектакле "Фиеста - И восходит солнце" по роману Хемингуэя. Это скромных размеров, но довольно популярный театр, расположенный, как нетрудно догадаться, рядом с Трафальгарской площадью (если соберетесь оттуда на прием к премьер-министру на Даунинг-Стрит, то мимо этого театра и пройдете). Цифра "2" - показывает, что спектакль шел в совсем маленьком зале - в том же здании есть и зал с номером "1", который выглядит как нормальный театр, со сценой, партером и прочим, а вот зал "2" - это просто комната, где по трем сторонам от "сценического пространства" расположены (в три ряда) лавки для зрителей.



Не буду много распространяться о самом спектакле (список возможных тэгов, подходящих к случаю, сам по себе скажет если не все, то многое: Passion, Romance, Sex, Booze, Violence, Desperation, Drama, Bullfighting, Jazz and Hemingway). Оригинальная инсценировка моего любимого хемингуэевского романа, сделанная режиссером Alex Helfrecht (которая, кстати, опасалась не дотянуть до премьеры, потому как должна была вот-вот родить. Дотянула - и приветствовала на ней внучку писателя Mariel), оставила на сцене только четыре действующих лица: израненный физически и душевно и одержимый страстью к корриде журналист Джейк Барнс (актер Gideon Turner), его парижский приятель американский писатель Роберт Кон (Jye Frasca), юный матадор Педро Ромеро (Jack Holden) и, наконец, предмет их общей страсти Леди Бретт Эшли (Josie Taylor). Действие сопровождается практически постоянно звучащим "живым джазом" в исполнении Trio Farouche; участники трио ("sax, drums and double bass") к тому же обозначали некоторых второстепенных действующих лиц (один из них на следующей фотографии справа) и вообще динамично перемещались по "сцене", а временами оказывались со своими инструментами и в разных местах зрительской части зала.



Это очень интересный, "атмосферный" спектакль с замечательными молодыми актерами, просто идеально типажно подобранными и действительно вжившимися в свои роли. Взять хотя бы исполнительницу роли Леди Бретт Джози Тэйлор. В обыденной жизни она, может и не производит такого уж сильного впечатления (худоба, архетипическая английская лошадиная челюсть), но в спектакле она просто излучала трудновыразимую в словах истинно аристократическую, с легким налетом порочности красоту - и физическую, и воплощающую то, что называется free spirit, который невозможно сымитировать. И было вполне понятно, почему она с таким магнетизмом воздействует на всех мужиков, ломая их дружбу и переворачивая их жизни.

Знаменитые хемингуэевские диалоги, звучавшие чрезвычайно естественно, чередовались с выразительными пластическими этюдами (в них, конечно, юный тореро особенно преуспел)... Но вернемся к моей story - что означает обращение к сценографии. Небольшое сценическое пространство оставалось в течение действия почти пустынным - менялось оформление задней (и единственной) стены, по полу передвигались сколоченные из досок тумбы, служившие и стульями, и столами, и кроватью, и ограждением арены для боя быков... И чуть ли не главным выразительным элементом служили свисающие с потолка гирлянды винных бокалов, простиравшиеся буквально над всем сценическим пространством. Местом первого действия был Париж, богемные герои проводили время в барах и все время прикладывались к этим бокалам - просто протягивали вверх руку, опрокидывали пустой сосуд (при этом раздавался характерный звук) и таким образом условно обозначали свое практически непрерывное питие.

Вернувшись после антракта, мы, зрители, обнаружили, что диспозиция решительно изменилась. Все так же покачивающиеся на приличной - метра два - высоте бокалы были теперь наполнены вином! Более того, бутылки с тем же напитком стояли и на полу - две прямо у меня под ногами (особо остроглазые френды могут найти на представленной выше схеме мое место - "А7", расположенное с краю центральной секции первого ряда. Замечательное место - актеры часто оказывались на расстоянии буквально вытянутой руки, а иногда и ближе). Само действие, происходившее теперь в испанской Памплоне, стало значительно более динамичным - и не только по причине появления матадора со сценами укрощения им сначала быков (которых изображали все те же джазовые музыканты), а потом (на той же боевой арене) и Леди Бретт. Потребление красного напитка шло в режиме нон-стоп, в том числе и в весьма реалистической и чувственной сцене любви, и в эпизоде брутальной драки между матадором и писателем-боксером Робертом. И происходило это так: из бутылок наши герои время от времени отхлебывали прямо из горла, а до бокалов с вином (привязанных с гирляндам) дотягивались и опрокидывали их сверху на себя - кое-что по усам текло и в рот попадало, остальное растекалось по головам и телам. Очень скоро они просто пропитались вином.



Тут самое время процитировать интервью находившейся в интересном положении (и к моменту моего посещения ее спектакля благополучно разрешившейся от бремени) режиссерши: "The drinking which saturates the novel, saturates the stage, and the bullfighting arena is the framing device... brave cast aren't scared of the graphic sex, wine drinking (yes real wine), dancing and violence. It's a very odd play to direct when you are 34 weeks pregnant...". Т.е. она прямым текстом утверждает, что во время спектакля рекой лилось настоящее вино (что соответствует букве и духу романа). Могу засвидетельствовать, что запах стоял вполне натурально-винный, хотя я и не уверен, что все, что пилось, было таки вином - в конце концов в тот день актерам предстояло еще и вечерний спектакль играть!

Так вот: между мною (сидевшим, напомню, в авангарде зрительского контингента) и одной из гирлянд с наполненными вином бокалами было - по горизонтали - не более полуметра. По мере того, как бокалы опустошались, некоторые - весьма брутальным образом, я все более примирялся с перспективой, что так или иначе, но брызги (летевшие во все стороны) меня (и того хуже - мою одежду) найдут. И примирился: в конце концов, искусство требует жертв, и в раскаленной чувственной атмосфере этого необычного спектакля хемингуэевские строчки с кровью, так страстно воплощаемые, все-таки зрителя (у которого к тому времени тоже крыша начинала немного съезжать) не убивают - грозит лишь минимальный ущерб для наружной оболочки. Такая мелочь - ведь совсем рядом дышат почва и судьба - так положись на эту самую судьбу и не переживай!

... Ни единой капли на меня не попало. Как, вроде бы, и на других зрителей. Видимо, думал я, уже покинув театр и охолонув под моросящим дождиком, не в судьбе (что это вообще такое?!) дело, а в профессионализме создателей и участников спектакля. Все у них рассчитано как надо, и все эти искусственные (как теперь казалось из реального мира) страсти внутри замкнутого в себе и в конечном счете виртуального мира спектакля - под контролем. А что до судьбы - какая такая "судьба"?



Было около шести часов вечера, погоды стояли отвратительные, а билет на поезд из Лондона у меня был аж на 22:35. Тут надо сказать, что на Хемингуэя я предполагал пойти вместе с моим московским приятелем, собиравшимся прибыть по делам в Лондон. Так что все билеты я брал где-то за месяц до того, как стало известно, что поездка у моего приятеля сорвалась. Предполагалось, что мы проведем вечер в ресторане, а теперь я должен был найти себе занятие до отъезда. И я его нашел: проходил мимо уэст-эндовского Noel Coward Theatre (того самого, в котором я минувшей осенью смотрел вахтанговского "Дядю Ваню" - о чем тогда же делился впечатлениями), заглянул в кассу и без раздумий купил билет на вечерний спектакль. Не собираюсь ничего рассказывать о шедшей там довольно разбитной (хотя и с претензиями на некий серьезный message, что лично меня в данном случае раздражало) комедии "Privates on Parade" (пьеса Peter Nichols в постановке популярного режиссера Michael Grandage и с премьером английского театра Simon Russell Beale в главной роли). Можно, разве что, предположить, что если бы ее увидели наши высоконравственные депутаты, то их просто поголовно хватил бы кондратий. Мне, впрочем, не понравилось.

Поэтому - сразу к происшествию, которое и является кульминацией моего затянувшегося рассказа. Те, кто бывали в английских театрах, знают: закусить в тамошних буфетах особо нечем, а вот с напитками проблем нет. И масса зрителей проходит в зрительный зал, держа в руках бокалы с пивом или с вином. Ничто не предвещало опасности: антракт приближался к концу, я уже занял свое место в середине ряда; а с левой стороны к своему креслу пробиралась дама с полновесным бокалом красного вина в руках. Мимо меня ей проходить было не надо - она должна была остановиться двумя креслами левее. Но она вдруг споткнулась и от всей души полетела вперед по узкому проходу, вытянувшись всем своим, как оказалось, немаленьким телом. И опрокинула бокал с вином аккурат на меня! Удивительно, скажу я вам, сколько напитка вмещается в один, с виду небольшой винный сосуд, и, кажется, ни единая капля не закончила свою жизнь бесславно где-нибудь на полу - все попало, куда надо (то бишь, куда не надо).

... Слева виновница происшествия извинялась, справа мне совали салфетку, сзади подоспевший юноша usher зачем-то предлагал встретиться после окончания спектакля с "менеджером"... А я никого не слушал (и вообще didn't care) - в голове стучала единственная мысль: "это Судьба". Бывают, значит, ситуации, когда она по следу идет за нами. Как сумасшедший. С бокалом красного вина в руке.



И что? - спросит меня редкий, надо полагать, читатель, сумевший долететь не то что до середины (и за это спасибо!), но и до конца этой истории?... Тут я, пожалуй, прибегну к помощи замечательного шахматного писателя Генны Сосонко. В рамках его "КС-конференции" (которую мы с ним в прошлом году сделали для шахматного сайта КрестБук) его попросили порассуждать на тему сходства шахмат с жизнью, а он в ответ вспомнил такой "старинный анекдот" (который, как говорят, любил Шолом-Алейхем):

Начало прошлого века. Еврейская семья приезжает из Одессы в Женеву. Все останавливаются у большого фонтана, и глава семьи говорит:
«Дети мои, посмотрите на этот фонтан! Как он похож на нашу жизнь!»
«Чем похож, дедушка?»
Дедушка задумывается.
«Э-Э-Э... А Бог его знает, чем похож!»


Tags: , , ,
Музыка: Jazz - Essential Singers

23CommentReplyПоделиться

bazar_wokzal
bazar_wokzal
bazar_wokzal
Ср, 7 авг, 2013 18:46 (UTC)
С юбилеем!

Прекрасный рассказ :)


ReplyThread
valchess
valchess
Англофил
Ср, 7 авг, 2013 18:56 (UTC)
Re: С юбилеем!

Спасибо, Коля! Что-то захотелось написать нечто для меня нетипичное. Практика, впрочем, показывает, что если мой текст не несет политического месседжа - мало кто им интересуется.


ReplyThread Parent
nemuri_neko
nemuri_neko
Полярный кот
Ср, 7 авг, 2013 18:47 (UTC)

Завидная история.
Поздравляю с юбилеем!


ReplyThread
valchess
valchess
Англофил
Ср, 7 авг, 2013 18:58 (UTC)

Спасибо!


ReplyThread Parent
mike67
mike67
mike67
Ср, 7 авг, 2013 18:55 (UTC)

Поздравляю! Славный юбилей замечательного журнала.


ReplyThread
valchess
valchess
Англофил
Ср, 7 авг, 2013 18:58 (UTC)

Спасибо! От Вас особенно приятно слышать.


ReplyThread Parent
mike67
mike67
mike67
Ср, 7 авг, 2013 20:43 (UTC)

А мне приятно было это сказать.


ReplyThread Parent
adam_black
adam_black
adam_black
Ср, 7 авг, 2013 19:39 (UTC)

Прекрасная история! Прекрасный анекдот! Прекрасный журнал! Поздравляю с юбилеем.
Надо будет развиртуализироваться как-нибудь. Я иногда в этой глуши под названием Лондон бываю.


ReplyThread
valchess
valchess
Англофил
Ср, 7 авг, 2013 19:49 (UTC)

Спасибо! Давайте - в прошлом году, помнится, не получилось. Но когда-нибудь должно же!


ReplyThread Parent
lev_semerkin
lev_semerkin
Лев Семёркин
Ср, 7 авг, 2013 19:51 (UTC)
с юбилеем!

поздравляю!
и театральная история замечательная
Вы вошли в роль "мишени" и сыграли ее до конца
:)


ReplyThread
valchess
valchess
Англофил
Ср, 7 авг, 2013 20:03 (UTC)
Re: с юбилеем!

Спасибо! "Мишень", да... "Мне кажется, что я магнит, что я притягиваю мины"... Ну вот, опять - не от Вас ли заразился декламацией стихов?


ReplyThread Parent
janez
janez
Mrs. Average
Чт, 8 авг, 2013 06:52 (UTC)

Вчера у Тостмастеров слушала речь действующего чемпиона Великобритании и Ирландии Вильяма Демпстера. Товарищ задействовал самое простое и эффектное использование реквизита, какое я до сих пор видела у тостмастеров (представленных в основном застенчивыми офисными работниками, ищущими улучшить свою речь на публику): посередине речи, называвшейся Виски, Вильям, в фамильном тартане, продемонстрировал уважаемой публике, как виски пьется шотландцами ("никакого смакования, виски должно миновать вкусовые сосочки как можно быстро") и втоптал стаканяку грамм на 200 в один прием. Сделал вполне естественную в таком случае паузу, заполнившуюся робко-восхищенными аплодисментами штатских, и продолжил речь. В перерыве угощал публику остатками из бутылки.

И что? - спросит меня читатель. Тут я спрошу юбиляра, как он относится к Олдвичским фарсам и не хочет ли он сходить на Thark'а и заодно развиртуализироваться?


ReplyThread
valchess
valchess
Англофил
Пт, 9 авг, 2013 01:12 (UTC)

Развиртулизоваться при случае было бы неплохо. Но я до середины сентября буду в Москве, а дальше пока непредсказуемо!


ReplyThread Parent
janez
janez
Mrs. Average
Пт, 9 авг, 2013 05:49 (UTC)

Хорошей поездки!


ReplyThread Parent
aspasia_roma
aspasia_roma
aspasia_roma
Пт, 9 авг, 2013 11:29 (UTC)

Дотянула - и приветствовала на ней внучку писателя Mariel),

Цитата

Счастливые стечения обстоятельств, так видится.

С юбилеем Вас!


ReplyThread
valchess
valchess
Англофил
Пт, 9 авг, 2013 17:00 (UTC)

Спасибо!


ReplyThread Parent
boris_vian
boris_vian
boris_vian
Вт, 13 авг, 2013 15:30 (UTC)

С некоторым опозданием, но присоединяюсь к поздравлявшим... Всего самого-самого лучшего, всего, что сами себе пожелаете!
А рассказ - прекрасный! От судьбы не уйдёшь :)


ReplyThread
valchess
valchess
Англофил
Вт, 13 авг, 2013 20:06 (UTC)

Спасибо! Особенно приятно слышать это от Вас - такое впечатление, что старые мои френды, которым такие тексты могут быть интересны, из жж почти исчезли. Стоит написать нечто политизированное - народ непонятно откуда приходит: следующий пост прочитали более 15 тыс. раз, а этот - меньше 300! Я озадачен.


ReplyThread Parent
boris_vian
boris_vian
boris_vian
Ср, 14 авг, 2013 11:21 (UTC)

Я тоже пришла сюда по ссылке из фейсбука, что вы дали :)
ЖЖ убили, непонятно, кто и за что. Наверное, фейсбуковцы постарались... Для меня ЖЖ был таким приятным как бы приватным местом, где собирались единомышленники. Ну, не все были единомышленниками, конечно, но был такой срез картины маленького уютного мирка.
Может быть, из-за того, что то и дело ЖЖ зависал, может быть, из-за нашествия время от времени странных ботов (не обязательно у меня, у френдов), этот мир постепенно разрушился. Я почти не бываю в ЖЖ теперь...
Это не только у вас так реагируют на посты, это везде. Людям сейчас интересна только политика, она всем понятна, у каждого есть своё мнение по любому из вопросов, время такое:)
Вы всё ещё в Борнмуте? Люблю представлять вас в Борнмуте. Там другая жизнь...


ReplyThread Parent
valchess
valchess
Англофил
Пт, 16 авг, 2013 08:53 (UTC)

Да, я в Борнмуте, и вряд ли оттуда сдвинусь (если не уволят) с моей специальностью (Computer graphics&animation, но с научно-технической, а не художественной стороны) не так много мест, где я могу работать, а это лучшее в Европе. А сейчас я в Москве :)


ReplyThread Parent
boris_vian
boris_vian
boris_vian
Пт, 16 авг, 2013 09:24 (UTC)

Рада за вас, удачи вам!


ReplyThread Parent
e2pii1
e2pii1
e2pii1
Вт, 20 авг, 2013 07:34 (UTC)

хорошая история - особенно рассказом о разнообразии английских театральных впечатлений. Вы там постоянно такие интересные и разнообразные спектакли видите в таких количествах ? Или это просто в тот день так повезло (судьба), а читателям повезло, что вино пролили :-)


ReplyThread
valchess
valchess
Англофил
Вт, 20 авг, 2013 15:31 (UTC)

Смотрю немало (обычно по субботам, хотя и не каждую). Но два спекталя в день практически никогда не смотрю.


ReplyThread Parent