?

Log in

No account? Create an account
Многозначительная Россия - 98: Академический хор поет тезисы о реформе РАН - Albion and Beyond: Russian Anglophile's Observations
Links My official Web page / National Centre for Computer Animation / HyperFun Project / KasparovChess / CrestBook / ChessPro / Daily Dirt / 64 / BBC / Daily Telegraph / Times / National Statistics / IMDb / Искусство кино / Lenta.ru / Полит.ru / Спорт: день за днем / Спорт Сегодня Ноябрь 2017
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
 
Чт, 29 авг, 2013 20:57
Многозначительная Россия - 98: Академический хор поет тезисы о реформе РАН

29-30 августа проходит Конференция научных работников РАН. Под знаком (или, скорее, под угрозой) заявленной правительством реформы (о своем отношении к которой я писал в жж не раз, последний раз - здесь) обсуждается «Настоящее и будущее науки в России. Место и роль Российской академии наук». Событие нерядовое - научное сообщество пробудилось и пытается, хотя бы публичными обсуждениями и резолюциями, что-то противопоставить асфальтовому катку, каковым многими воспринимается эта упавшая откуда-то сверху "реформа". Я сегодня даже немного послушал (на polit.ru) трансляцию. Выступления академических начальников были выдержано в осторожных тонах - президент РАН Фортов заверил, что надежды, что Академию услышат, есть - дескать, до президента Путина удалось достучаться, и он перевел осуществление реформы в собственное "ручное управление" (как, замечу, я и предсказывал). Другие выступали менее дипломатично, в итоге даже резолюцию с недоверием министру Ливанову и вице-премьеру Голодец приняли. Ну да, дело известное: бояре виноваты, может царь-батюшка, который был не в курсе, поправит...

Однако, Конференция эта лично мне интересна как более-менее свободный форум консолидации научного сообщества. Собственно, принципиальный вопрос: возможна ли вообще эта самая консолидация, и на какой основе? Помимо фундаментальных докладов, предусмотрены 5-минутные выступления зарегистрировавшихся участников. Среди которых - не только лидеры общественного мнения, уже и так вполне активно участвующие в публичной дискуссии. Но и "рядовые" ученые - среди которых и академики с членкорами, и доктора с кандидатами. На сайте Конференции я обнаружил специальный раздел "Присланные тезисы участников". Этих тезисов там, наверное, несколько сотен. Чрезвычайно занимательное чтение! Читаешь эти короткие (и не очень короткие - сомневаюсь, что большинство в принципе может уложиться в 5 минут) мнения - и начинаешь понимать, что на самом деле представляет собой РАН, насколько там разные и вряд ли друг с другом совместимые личности присутствуют. Несовместимые в том числе по самому своему менталитету, по базовым представлениям о мире. Мире науки и мире вообще.

Каждый пишет по-своему: кто от имени коллективов и сообществ, кто - в сугубо частном порядке. Кто - о глобальном, кто о локальном (чтобы не сказать - местечковом). Кто-то чрезвычайно кратко (в одну строку), кто-то настолько длинно и на таком волапюке, что и читать невозможно. Кто-то очень дельно (и я рад, что среди таких авторов - лично мне знакомые коллеги), кто-то настолько "вбок", что хоть святых выноси. И даже (см. ниже) - "как мать выступаю, как женщина". И как "молодежь". Думаю, это весьма интересный и репрезентативный материал для социологов науки. А то и для психологов. Ведь "конференция" (собственно, не просто конференция, а "конференция-митинг", жанр редкий), повторю, нерядовая, проводимая в исключительных обстоятельствах, интерес к ней беспрецедентный (если сравнить с рутинными, пусть и представительными научными конференциями), и ученые, очевидно, откликнулись неравнодушные, болеющие за российскую науку, и весьма показательно, чтО именно они считают важным сообщить коллегам (и в зале, и тем, кто будет следить по трансляции) за те несколько минут, которые, если повезет, им будут выделены (всем, очевидно, не повезет). Наверное, мало кому придет в голову их читать. А я вот взял и достаточно произвольно надергал из этих тезисов (тех, которые просмотрел вполне случайным образом - и далеко не все, конечно) выдержки. Авторов указывать не буду - тем более, что какие-то фразы вырваны из контекста, да и выбирались они в том числе и по причине своей забавности. Хотя, как мне кажется, спектр разных голосов этого мощного Академического Хора худо-бедно отражен.

  • Предложенный проект реформирования не выдерживает никакой критики. Упреки в адрес РАН о ее неэффективности, устарелости и т.д. не соответствуют действительности. Болевые точки развития РАН обусловлены совершенно недостаточным ее финансированием... В связи с этим предлагается данный законопроект не принимать, а проблему реформирования РАН вынести на обсуждение широкой научной общественности, а может быть, и на обсуждение всего народа в виде референдума.

  • Российская наука должна быть частью мировой, и существенной частью. К сожалению, безумное устройство "науки" в СССР, унаследованное Россией, начисто лишило нас такой возможности. Отрицательная селекция руководителей науки по чиновничьему принципу, полное забвение того, что наука дело индивидуальное и признающее только гамбургский счет, и некоторые другие пороки были плохи сами по себе, но стали убийственными, когда наложились на современные принципы грантовой науки.

  • Моя Лаборатория была создана по решению Президиума АН СССР в ноябре 1989 года... Мой опыт руководства этой Лабораторией может пригодиться для подготовки кадров высшей квалификации и для научной молодёжи.

  • Картография - важнейшая отрасль в науках о Земле и планетах... До сего дня картография не представлена в РАН - это не нормально.

  • До сих пор РАН остаётся в нашей стране, пожалуй, единственным "островом", почти не подверженным тлетворному влиянию "рыночной экономики", островом порядочности, бескорыстия и творческого горения.

  • Поспешное принятия закона Госдумой в двух чтениях без предварительного демократического обсуждения... подрывает и просто разрушает уважение к Госдуме как органу государственной законодательной власти... Интеллектуальный потенциал Госдумы безусловно ниже интеллектуального потенциала Академии наук. Это доказывается сравнением сумм образовательных уровней ГД и РАН. Значит, такие поспешные дествия ГД абсурдны.

  • В современной российской науке все более сужается степень академических свобод, применения принципа автономии и самоуправления научных сообществ... Без глубоких изменений в самом российском обществе существенно изменить положение науки в нем невозможно.

  • Наука ни в каком обществе ни является независимым институтом, тем более в РФ сейчас. Нынешнему либерально-компрадорскому государству, каковым сейчас является Российская Федерация, наука не нужна. Одна давно находится на нищем положении, и требовать от нее какой-то "результативности" есть глумление и издевательство.

  • До июня 2013 года фактом было то, что уровень науки и образования в России снижается намного медленнее, чем на Западе... Об эффективности РАН. Прежде всего, не доверяйте наукометрии со всякими индексами Хирша и опять же рейтингам. Это западные штучки для людей, не понимающих в науке, и это, несомненно, большой бизнес (привлечение студентов).

  • Законопроект противоречит результатам: акад. Арнольда о жестких и мягких моделях, чл-корр. Новикова об инновационном регрессе, о несовместимости логик людей с разными ценностями.

  • Человечество устало. Планета бунтует. Призрак катастрофы бродит по миру. Оно, возложив функцию своего спасения на несуществующего бога, ни на один, глобального уровня, вызов природы и Истории не смогло дать ответа... Назрела острая нужда в создании «Всемирного фонда возрождения цивилизации».

  • Мне хотелось бы в своем выступлении отметить бесперспективность диалога представителей нашей российской науки с властью. Нет никакого сомнения в том, что публика в верхах, к которой мы обращаемся - не просто глуха к проблемам науки, но вообще не заинтересована в ее существовании. Выступление будет коротким, с элементами шутки... думаю, желающих выступить в подобном ключе будет много...

  • В докладе представлена информация о молодежи Казахстана, обучающейся по Международной программе Президента РК "Болашак" по системе бакалавриата, магистратуры и научных стажировок.

  • В дискуссии о том, как "улучшить академию и науку" говорят о многом: индексе цитирования, рейтинге журналов (а как все это измерять в гуманитарных науках?), помещениях и зарплатах. А главное для тех, кто занимается всемирной (не-отечественной) историей - это фактическое отсутствие доступа к современной научной информации - публикациям исследований и источников, архивам, конференциям. Бог с ними, с поездка ми - можно скопить, поклянчить у фондов и коллег (что противно, но реально), но главный ужас - невозможность в нормальном режиме следить за современными исследованиями!

  • Такие задачи уже официально озвучены на высшем уровне: "новая индустриализация", "переоснащение ОПК и ВС", "25млн. новых рабочих мест". Эти задачи и публикации 7 предвыборных статей В. Путина можно рассматривать как начало принципиально нового этапа новейшей истории России. Первое десятилетие распада, как мы знаем, сменилось вторым десятилетием стабилизации. Обозначенные задачи должны стать ключевыми компонентами стратегии развития и качественного обновления страны, направленной на восстановление лидирующих позиций.

  • Тема доклада: Эффективность РАН и судьба ученого-гуманитария в России: женский взгляд. Степень эффективности работы женщины ученого-гуманитария в России. Личный опыт: двое детей, две диссертации, три монографии, журнал в США – цена вопроса.

  • Реформа РАН глазами молодых ученых... Складывается впечатление, что нынешние реформаторы абсолютно не патриоты России, которые хотят уничтожить науку, а ученых, работающих над процветанием своей страны, сделать марионетками!... Например, в институте химии силикатов около 40 % молодых ученых, которые в содружестве со старшими коллегами и поддержкой администрации имеют удобренную почву для прорастания своих талантов. Это премии, решение жилищного вопроса, организация досуга... [New!]

  • Место российской науки в мире определяется в основном по библиометрическим показателям. Мне, как и некоторым из моих коллеги, это не очень нравится, но не считаться с этим нельзя.

  • Российская наука нуждается в реформировании. Просто заявлять, что у нас все хорошо и не надо нас трогать - это несерьезно. Чтобы подготовить хорошие предложения по реформе науки, надо создать комитет из ученых, которые: а) имеют безусловный авторитет; б) имеют склонность не только к научной, но и к общественной деятельности; в) в целом представляют все науки и дисциплины. Такой комитет мог бы состоять во многом, например, из победителей конкурса мегагрантов. Дать год на подготовку нового закона. Если бы закон был подготовлен таким комитетом, а не неизвестными чиновниками, то научная общественность такой проект приняла бы.

  • Многоплановое разрушительное влияние реформы РАН на развитие регионов России.

  • Работа Дика Адвоката и Гууса Хиддинка в России доказала правило: если хотите изменить жизнь к лучшему - измените вначале и прежде всего систему управления. Мы - страна управленцев-имитаторов, имитаторов негожих.

  • Позиция молодых ученых РАН: Отклонить законопроект... Первое, при представлении законопроекта утверждалось, что форма организации научных исследований в виде Академии наук неэффективна. Это не так... Например, ученые РАН внесли ключевой вклад в атомных проект, изобретение лазера, космическую программу.

  • Уважаемые коллеги! В связи с тем, что в законах об образовании, РАН, слабо учитывается человеческий капитал аспиранта-исследователя... включить раздел о подготовке научных кадров РАН на принципах общественно-государственного партнерства по следующим параметрам:
    - финансовый капитал аспиранта - исследователя, как следствие и основа физического, интеллектуального и человеческого капитала. Его состав, возможные источники пополнения и роль академии в пополнении финансирования научных исследований.
    - физический капитал, накопленные и имеющиеся в распоряжении материально-вещественные фонды и методы их приумножения;
    - капитал научной базы, научного продукта и результатов научного исследования;
    - возможности и гарантии пополнения и пропаганды интеллектуального капитала, запасов знаний и умений;
    - возможности и гарантии развития человеческого капитала аспиранта, как
    • часть капитала в виде здоровья,
    • интеллекта,
    • знаний,
    • качественного и производительного труда,
    • качество жизни, как метафизика уровня жизни.

  • Наука не существует отдельно от общества. Торгово - развлекательный вектор или вектор труда и творчества в жизни народа задает не наука. Людей, способных к научному поиску, природа создает в малом относительном количестве. Нет путей реформирования научного поиска. В науке не может быть запретов, научный результат вырастает из ошибок.

  • Использовать опыт других стран.

  • В современном мире, который сложился на развалинах мировых империй во второй половине XX в., более не существует единого образца модернизации ни в области политики, ни в области экономики, ни в области науки. Выигрывает тот, кто первый поймет: никто не станет делиться новейшими знаниями и технологиями, усиливая потенциальных конкурентов.

  • Главное в модели российской науки - научные школы, на уничтожение которых и направлен главный удар ливановской реформы.

  • Стране нужна наука. А не сброд прохиндеев в квадратных ермолках и зелёных накидках. Курица не птица, РАН - не наука. РАН - наоборот, душители науки. РАН - транжирщики бюджета на безумные междунарожнык проекты типа БАК и поиски бозона Хиггса... Один из атавизмов СССР - это союз администраторов по науке, которые хапнули себе высокие звания академиков, а свой союз назвали РАН. В этой РАН нет учёных. Все их труды - липовые, соавторские. Им за это не академиков присваивать, а реальные сроки давать надо. И этот последний оплот маразма СССР должен быть аннулирован.

  • Никакие мероприятия по оказанию помощи молодежи не помогут, если молодежь обречена в дальнейшем получать нищенскую зарплату кандидатов и докторов наук.
    Наша страна существует за счет разбазаривания природных ресурсов. При такой политике наука никому не нужна. Зарплата приглашенного иностранного тренера превышает зарплату большого научного коллектива. Создание в Москве Сколковского центра вместо реставрации лучших институтов России и развития науки на перефирии является примером дальнейшего ее распада. Тиражи научно-популярных журналов упали на два порядка. Телевидение стало антинаучным. Мне не известны протесты АН на все эти действия.

  • в РАН область социальной поддержки ученого выведена за пределы компетенции руководства РАН и находится в ведении недобросоветстных чиновников, открровенно попирающих волю академиков. Объекты социальной инфраструктуры РАН не используются по назначению.

  • Существование РАН как вопрос национальной безопасности России... Таким образом, возникает вопрос, а в чём, собственно, состоит «неэффективность» РАН, какие поставленные ей задачи не удалось решить? Так вот, этих задач просто не существует!... Ещё одна разработка нашего института – это Программный комплекс по оптимизации расхода электроэнергии при транспортировке углеводородного сырья по магистральным трубопроводам.

  • Невозможность реализации потенциала и бесперспективность карьерного роста документалистов и производителей художественных фильмов в современном кинопроизводстве в России. Ряд проблем в кинематографии, решением которых не занимается никто.

  • Итак, положение РАН сегодня (между вторым и третьим чтением закона в Думе) аналогично положению России после Бородинского сражения 1812 года. Приведу здесь лишь несколько цитат из учебника истории, параллели с которыми напрашивается сами с собой.

  • Название доклада "Роль российской науки в формировании казахстанской лингвистической школы".

  • Закончив аспирантуру и защитив диссертацию в Париже, я бы хотел заниматься исследовательской работой и преподаванием на своей Родине, в России... но в связи с последними "реформами" я не вижу возможности вернуться, чтобы хорошо делать своё дело, а не тратить основную часть сил на ненаучные чиновничьи демарши.

  • Следует возродить величие России.... Прежде всего, через фундаментальные научные и технологические прорывы.

  • Одна из застарелых проблем научной жизни в России - "тезисы" (т.е. декларации без доказательства) - и они затем даже публикуются (хотя и не читаются). Которые российские ученые представляют на конференции вместо реальных статей (которые можно надлежащим образом отрецензировать). Не считать тезисы (буквально развратившие не одно поколение советских и российских научных работников) легитимной формой научного выхода и отчетности!

    Последний крик души (после прочтения всех этих тезисов) - мой. Который я, правда, на означенную конференцию в виде тезисов не подавал. Хотя, конечно, эта конференция-митинг является в смысле тезисов исключением - все-таки это не научное в точном смысле слова мероприятие, чтобы требовать от участников подавать полноразмерные статьи с рецензированием...

  • Tags: , ,
    Музыка: Аквариум - "Синий Альбом"

    8CommentReplyПоделиться

    nataly_demina
    nataly_demina
    de_mi_na
    Чт, 29 авг, 2013 20:09 (UTC)

    Кстати, они так и выступали, кто отлично, кто непонятно о чем, кто о своих делах, кажется совершенно забыв о цели конференции )


    ReplyThread
    valchess
    valchess
    Англофил
    Чт, 29 авг, 2013 20:15 (UTC)

    А тебе не кажется, что такого рода отчет об этом мероприятии был бы неплохим и даже где-то красноречивым дополнением к "серьезным" отчетам?


    ReplyThread Parent
    flying_bear
    flying_bear
    flying_bear
    Чт, 29 авг, 2013 21:14 (UTC)

    У меня был незабываемый опыт: участие в учредительном съезде Физического общества СССР. Кажется, 1989 год. Люди там были, все же, судя по всему, посерьезнее нынешних. Но общее ощущение жуткое.

    Не дело это научных работников все-таки, профсоюзная деятельность. А те, кто вовлекает в это научную молодежь, занимаются, по сути, растлением.

    Никому ничего не объяснишь, разумеется. Наверно, и не надо.


    ReplyThread
    valchess
    valchess
    Англофил
    Чт, 29 авг, 2013 21:50 (UTC)

    Научная молодежь комсомольского типа сама кого хочешь растлит. Как оно и в советские времена было. С другой стороны, профессиональные сообщества (и даже профсоюзные) все-таки (особенно в росийских условиях) могут быть полезны. Как противовес официозной РАН хотя бы (которая, несомненно, сохранится). Собственно, в последнее время выявились неформальные, но реально авторитетные лидеры, которые говорят дело и пытаются его делать. И это хорошо.


    ReplyThread Parent
    svilar
    svilar
    Eugene Kuleshov
    Пт, 30 авг, 2013 00:09 (UTC)

    А что не так в использовании опыта других стран и влиянии российской науки на формирование казахстанской лингвистической школы?


    ReplyThread
    valchess
    valchess
    Англофил
    Пт, 30 авг, 2013 07:56 (UTC)

    Это вопрос не ко мне. Я надеюсь, что по обоим пунктам все нормально, и авторы, если выступали, то развернули свои тезисы в плане обсуждаемой реформы.


    ReplyThread Parent
    ok_66
    ok_66
    KOCTA
    Пт, 30 авг, 2013 14:58 (UTC)

    Первый и пятый тезисы замечательно рифмуются. В целом же нароминает I съезд народных депутатов СССР.


    ReplyThread
    valchess
    valchess
    Англофил
    Пт, 30 авг, 2013 16:00 (UTC)

    Там много что рифмуется. Я цитировал в произвольном порядке, можно было и сгруппировать. А насчет I съезда народных депутатов СССР - время другое. И сознание людей по идее, другое. Уж точно нет того идеализма, что был тогда. Так что это сходство, я считаю, призак инфантильности.


    ReplyThread Parent