?

Log in

No account? Create an account
Brexit: объяснительная записка по итогам - Albion and Beyond: Russian Anglophile's Observations
Links My official Web page / National Centre for Computer Animation / HyperFun Project / KasparovChess / CrestBook / ChessPro / Daily Dirt / 64 / BBC / Daily Telegraph / Times / National Statistics / IMDb / Искусство кино / Lenta.ru / Полит.ru / Спорт: день за днем / Спорт Сегодня Ноябрь 2017
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
 
Пт, 24 июн, 2016 21:18
Brexit: объяснительная записка по итогам

Вчерашний пост "Brexit или Bremain? Информация, прогнозы, мысли" я завершил прогнозом, который оказался неточным. Сегодня я написал "объяснительную" в своем фейсбуке - приведу ее и здесь. Прошу простить, что она довольно поверхностная (да и написана на скорую руку), но надо формально завершить этот небольший цикл постов о британском референдуме.

Посмотрел отклики в фб на исход британского референдума (бегло - потому что очень занят по работе). И где-то даже расстроился. И катастрофичности впечатлений и предсказаний, и какой-то детской обиде (на народ!), что проголосовали так "глупо", и этому уже привычному проецированию российско-центрированного взгляда (как обычно, сдобренного конспирологией) на совсем другую жизнь.

Итак, мой вчерашний прогноз 52:48 "оправдался" по цифрам, но, так сказать, в другую сторону. Удивился ли я? Нет (да и давая этот прогноз, подчеркнул, что "не удивлюсь, если попаду пальцем в небо"). Собственно, мне уже указали, что мой прогноз противоречил моим собственным аргументам - и во вчерашнем тексте, и тем более в предыдущих ("Brexit и стоящее за ним рацио - 1" и "Brexit и стоящее за ним рацио - 2"), написанных за минувшую неделю. Наверное, это было с моей стороны wishful thinking - потому что в личном измерении у меня имелись самые разные причины - от мировоззренческих до профессиональных - не желать выхода из ЕС.



Как, быть может, помнят мои френды, неделю назад я написал: "Будучи противником выхода Британии из ЕС, я предчувствую (на основании данных мне в ощущениях настроений), что у Brexit сторонников - все шансы победить." И обосновал, почему: крайне неудачная, тотально негативистcкая кампания Remain со слишком примитивным акцентом на непосредственные и сугубо меркантильные интересы с пренебрежением ценностными (демократические принципы, суверенитет и самоуправление, патриотизм и чувство национального достоинства) аспектами, на которые напирала - и удачно! - сторона Brexit. А также с глупыми личностными нападками на лидеров другой стороны (особенно Джонсона и Фараджа), нападками, которые по большей части были просто нерелевантны и свидетельствовали о недостатке содержательных аргументов.

Плюс полный провал кампании In со стороны лейбористов - мало кто сомневается, что исход голосования решили голоса традиционно лейбористских избирателей (малоквалифицированного белого рабочего класса, прежде всего - см. мой вчерашний текст), которые почувствовали себя покинутыми - и нашли, к кому прислониться. Обо всем этом я в минувшие дни много чего написал, наверное все, кто интересовался (и знает о моем существовании) прочитали, не буду повторяться.

Но мне все же было показалось (после убийства члена Парламента от лейбористов, выступавшей за Remain - с последующим сначала приостановлением обеих кампаний, а затем с вроде бы изменившимся их тоном), что тренд может измениться (подробнее уже писал раньше). И социология это подтверждала; более того, как сообщают, вчера вечером в руководстве сторонников Brexit настроение было пессимистическое - они даже некие parties отменили (и Найджел Фарадж в прямом телевизионном включении незадолго до полуночи по собственной инициативе начал говорить о грядущем поражении. Но наблюдение за последними теледебатами на BBC во вторник (highlights - ниже) и на Channel 4 в среду должно было привести меня к очевидному выводу: сторонники Remain по-прежнему выглядят менее убедительно (и более агрессивно и даже грубо), чем оппоненты. Это вполне чувствовалось, в том числе по реакции аудитории. Были наблюдатели, которые этот момент зафиксировали и отрефлексировали (причем, сразу же, до голосования - например, в этой статье "Boris Johnson’s closing speech was the defining moment of the campaign").



Хочу артикулировать еще раз ту генеральную мысль, которую пытался донести до своих оппонентов по спорам всю минувшую неделю: голосование за Brexit - это не блажь не способных рационально мыслить малообразованных провинциалов (а то и "националистов" и "расистов" - которыми они в подавляющем большинстве не являются). Позиции реальных людей на выборах и референдумах в демократической стране со вполне высоким общеобразовательным уровнем определяются прежде всего их впечатлениями о собственной обыденной жизни вкупе с проецированием на эту жизнь обещаний, которые ищущие их голосов политики анонсируют. Плюс, конечно, картина мира в собственной голове и доступность информации из самых разных источников.

Английский народ вполне прагматичен и именно так в своем большинстве на выборах и поступает. И если разговоры о преимуществах ЕС, в том числе экономических (которые с огромной интенсивностью длительное время доносились из каждого утюга из уст видных представителей политической, культурной и бизнес элиты) не убедили большую часть населения, это означает, что эти преимущества по какой-то причине были им в их жизни не так очевидны, как их собратьям из "столиц" (не только географический аспект имею в виду, хотя мировоззренческая изоляция Лондона от остальной страны ныне явна как никогда) с их пресловутым (и столь очевидным даже из сегодняшних откликов) "self-righteous attitude of the elite" (особенно свойственным левой интеллигенции). Современный не вылезающий из телевизоров и прочих медиа "истеблишмент" значительную часть обычных людей просто достал, особенно высокоморалистичными поучениями, но понять это они не способны.



Что ж, страна вступила в период неопределенности. Последствия неминуемы, причем в самых разных сферах. Вопрос в том, насколько они окажутся негативными и насколько долговременными. Рынки рухнули, но, думаю, вскоре они более-менее стабилизируются. Особенно, если правительство и страна начнут, все же, и реальными делами заниматься. Выход - процесс долгий, да и выход этот все же из европейской структуры, а не из Европы как таковой. Что, собственно, Борис Джонсон и подчеркнул в своем сдержанном выступлении.

В октябре будет избран новый лидер консервативной партии, который займет пост премьера (очевидно, им окажется Джонсон, упрочивший за время кампании свою репутацию единственного британского политика, способного апеллировать к самым разным слоям населения за пределами классово-сословно-партийных ассоциаций). He is not my cup of tea. Но список сколь-либо реальных кандидатов очень ограничен. Тереза Мэй (Theresa May) маячит как возможный кандидат, формально она была за Remain, но активности не проявляла - но God forbid от нее с ее "эффективностью" в Home Office.

Я бы предпочел (если уж выбирать из очень ограниченного, в том числе ситуативно, списка) Майкла Гоува (Michael Gove - если кто особо интересуется, то советую посмотреть дебаты c ним, получите полное представление об этом нетривиальном политике - видео встроено в первый пост по теме) но у него, кажется, нет амбиций быть первым лицом - он, видимо, сядет в Казначейство. Да и типаж не тот.

Объективно, наступает время органично-популистских политиков, и Борис Джонсон (который в целом ряде видео, встроенных в мои тексты по теме, присутствует), по моему мнению, лучшее из доступных нам в ощущениях инкарнаций этого очень современного и еще до конца не понятного типа. Те, кто сравнивают его с Трампом, глубоко не правы. При всем своем показном эксцентризме, он вполне системный и умеренный политик, изощренный политический оператор с немалым опытом, да еще и интеллектуал. Да, он в своей бурной и многообразной политической, журналистской и личной жизни наломал немало дров. Однако, он способен к обучению (в том числе, на своих ошибках) и это доказал, в том числе и в этой кампании. Которая без него вряд ли была бы выиграна.

С высокой вероятностью будут объявлены новые всеобщие выборы (в мае следующего года. Или даже раньше?) - чтобы зафиксировать новую политическую реальность и обеспечить новому премьеру надлежащую легитимность (хотя для этого надо иметь значимое большинство в Палате Общин). Пока не выбран новый лидер, политический раздрай неизбежен, в образовавшийся вакуум с неизбежностью устремятся подобные шотландским и ирландским националистам силы, с тем, чтобы использовать слабость центра для решения собственных задач. Переживет ли эти выборы лейбористская партия? Ее состояние печально как никогда. UKIP уже готова побороться за их традиционного избирателя на севере. Лидер Джереми Корбин в отставку не уйдет (по давней традиции лидеры-социалисты в отставку подают редко). Впрочем, поводов и возможностей для проявления левого активизма (именно в нем, а не в мэйнстримной политике всю жизнь преуспевает Корбин, и партия сдвигается туда же) будет немало. Так что радикалам будет чем заняться. Вот и сегодня они уже устроили чуть не беспорядки перед домом Джонсона с фирменными криками "scum" - в общем, делают все, чтобы отойти от борьбы за мэйнстримного (по определению умеренного) избирателя.

Повторю в заключение этого спонтанного и в темпе написанного отклика на событие, на которое нельзя, особенно после предыдущих текстов, не откликнуться: катастрофы не произойдет. В целом. А в частности... Поживем-увидим.



Tags: , ,
Музыка: Pink Floyd "Dark Side of the Moon"

13CommentReplyПоделиться

abba65
abba65
Пт, 24 июн, 2016 20:42 (UTC)

"Понять - значит упростить": белые пожилые рабочие с периферии победили разноцветных столичных студентов. Что очень плохо для перспективы, ведь молодость в конечном счете всегда побеждает... или уезжает.

Зато Brexit весьма полезен для брюссельской бюрократии, давно нуждавшейся в хорошем пинке.


ReplyThread
valchess
valchess
Англофил
Пт, 24 июн, 2016 20:46 (UTC)

"За" и "против" можно долго перечислять, особенно с разных перспектив. Вопрос-то объективно очень сложный и многоаспектный.


ReplyThread Parent
kuzimama
kuzimama
kuzimama
Пт, 24 июн, 2016 23:54 (UTC)

озвучили то, что я ощущаю здесь (сша): недовольство оторванностью истеблишмента (с его пониманием светлого будущего и ведением "пустоголовых" в него), от простонородных (не путать с "быдляцких", "рэднэкских" т.д.) представлений "что такое хорошо и что такое плохо".
ес послужил хорошим примером того, как искореняется все национальное в угоду вот этому "светлому будущему", в какой-то мере повторив пример ссср с доктриной "будущее поколение советских людей".
и в штатах делают именно это.


ReplyThread
thrasymedes
thrasymedes
thrasymedes
Сб, 25 июн, 2016 04:03 (UTC)

"""сторонники Remain по-прежнему выглядят менее убедительно (и более агрессивно и даже грубо)...""

А в России это необходимо для успеха.


ReplyThread
belkafoto
belkafoto
belkafoto
Сб, 25 июн, 2016 09:57 (UTC)
значительную часть обычных людей просто достал

Подпишусь! (Напомнило: академик Лаврентьев: "Никита Сергеевич, мне кажется НАС С ВАМИ кто-то за дураков держит"...)


ReplyThread
e2pii1
e2pii1
e2pii1
Сб, 25 июн, 2016 18:53 (UTC)

Борис Джонсон ведь был мэром Лондона, а Лондон был за remain 2:1

Как это совмещается ?


ReplyThread
valchess
valchess
Англофил
Вс, 26 июн, 2016 00:21 (UTC)

Да, Лондон традиционно с большим перевесом голосует за лейбористов. Но, как сказано в тексте, Джонсон в данный момент - единственный британский политик, способный апеллировать к самым разным слоям населения за пределами классово-сословно-партийных ассоциаций.


ReplyThread Parent
e2pii1
e2pii1
e2pii1
Пн, 27 июн, 2016 15:04 (UTC)

Лондон за лейбористов ладно, но ведь и против Breхita.

Еще такой вопрос: многие американцы сейчас обсуждают как Обама говорил англичанам "выйдете из ЕС - поставлю вас в конец очереди" и что мол это хамство небось помогло Breхitу. А как из Англии видится, насколько эти выступления Обамы имели значение ?


ReplyThread Parent
valchess
valchess
Англофил
Пн, 27 июн, 2016 15:13 (UTC)

Когда за него голосовали на выборах мэра, Брекзит еще на повестке дня не стоял. А сам он, хотя имеет давнюю личную историю евроскептика, будучи мэром, не давал повода заподозрить, что он за выход.

Высказывание Обамы не понравилось очень многим и я думало, имело негативный эффект для кампании за остаться. Но сомневаюсь, что это эффект был таким уж значимым.


ReplyThread Parent
smotrov
smotrov
Александр Смотров
Ср, 29 июн, 2016 11:15 (UTC)

Здесь дело не в лейбористах, потому что голосование за Брекзит не совпадало с партийными пристрастиями, а лондонский результат был продиктован большей "продвинутостью" и "космополитичностью" Лондона. Даже "ретроградный" Кенсингтон и Челси, где в каждом втором окне висели плакаты Vote Leave, в итоге проголосовал за Remain, да еще и с результатом 69-31!


ReplyThread Parent
valchess
valchess
Англофил
Ср, 29 июн, 2016 17:06 (UTC)

Насколько я понимаю, заключение, что лейбористы провалили кампанию Remain и в этом смысле несут значительную (хотя, конечно, далеко не единоличную) ответственность за результат референдума - более-менее консенсусное. Не только масса авторитетов, но и новейшие события в партии это подтверждают.

Кто спорит, "лондонский результат был продиктован большей "продвинутостью" и "космополитичностью", а уж голоса из "Кенсингтон и Челси" - они, конечно, не столько партийные, сколько отражают устремления столичной "элиты". Хотя и здесь есть партийный аспект - с некоторых пор Labour де-факто стала партией продвинутых столичных хипстеров (не далее как сегодня утром лейбористская тетенька-ветеран сообщила в Sky News, что есть оценки, что только среди сторонников Корбина только каждый шестой из "рабочего класса").

А вот традиционные лейбористские избиратели из "safe seats", до недавнего времени крайне редко отклонявшиеся от партийной линии, кампании лейбористов (как подтверждает социология) просто не понимали. Соответственно, они не полностью понимали, почему именно для них лучше не голосовать за выход. При том, что в отличие от тори официальная линия у Labour была практически однозначно за Remain. Так что если раскол у избирателей тори неудивителен (ибо там было два выраженных лагеря), то у других партий (UKIP, greens, Libdems, SNP) избиратели очень четко голосовали в соответствии с партийной линией. Но не у Labour. Не так уж много потерянных голосов требовалось для другого результата.


ReplyThread Parent
smotrov
smotrov
Александр Смотров
Ср, 29 июн, 2016 11:16 (UTC)

Да, британцы прагматичны, но они еще и консервативны с маленькой буквы "к", поэтому, как правило, выступают против радикальных перемен и за сохранение статуса-кво. Я был уверен, что этот архетип возобладает и на этот раз, но нет...


ReplyThread
e2pii1
e2pii1
e2pii1
Ср, 13 июл, 2016 14:17 (UTC)

А с выборами лидера тори / премьера какие-то шекспировские страсти и неожиданные повороты, похоже :-)


ReplyThread