?

Log in

No account? Create an account
Владимир Крамник между прошлым и будущим - Albion and Beyond: Russian Anglophile's Observations
Links My official Web page / National Centre for Computer Animation / HyperFun Project / KasparovChess / CrestBook / ChessPro / Daily Dirt / 64 / BBC / Daily Telegraph / Times / National Statistics / IMDb / Искусство кино / Lenta.ru / Полит.ru / Спорт: день за днем / Спорт Сегодня Ноябрь 2017
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
 
Пн, 6 ноя, 2017 20:17
Владимир Крамник между прошлым и будущим

На прошлой неделе обнародована важная шахматная новость - экс-чемпион мира Владимир Крамник получил "wild card" на участие в турнире претендентов (ТП), который состоится в марте будущего года в Берлине. Его победитель сыграет матч на первенство мира с нынешним чемпионом Магнусом Карлсеном.

Почему это важная и активно обсуждаемая шахматным миром новость? Ответ прост: ставки очень высоки. И не только потому, что призовой фонд турнира претендентов по шахматным понятиям весьма высок (420 тысяч евро). Шанс выйти на Карлсена (со всеми приятными последствиями для имиджа и кармана - предыдущий претендент Сергей Карякин этих приятных последствий живое олицетворение) получают только 8 гроссмейстеров, и семь из них это право должны были заработать. Карякин - как победитель предыдущего турнира претендентов, Левон Аронян и китаец Дин Лирен отобрались из Кубка Мира, американские гроссы Фабиано Каруана и Уэсли Со - как обладатели наивысшего рейтинга (усредненного по итогам последних 12 месяцев). Плюс два участника попадут как победители серии Гран-при (всего четыре турнира, каждый участник серии играет в трех, четвертый турнир еще впереди; больше всего шансов у Шахрияра Мамедьярова, но сохраняют надежду Грищук, Вашье-Лаграв и Раджабов). И только восьмой участник получает свое место в подарок от "организаторов".

Заслужил ли Владимир этот подарок? Мое мнение (забегая с выводом вперед) - заслужил, но это мнение разделяют не все. Давайте по основным pros & cons пройдемся.



Для начала: многие (включая меня) считают саму практику такого рода "подарков" порочной, ибо нарушение спортивного принципа неизбежно приводит к ненужным разговорам: достойных всегда больше одного, и от ощущения несправедливости выбора (к примеру, у поклонников блиставшего в этом году французского гроссмейстера Максима Вашье-Лаграва) никуда не уйти. Но ФИДЕ и организаторы цикла на мировое первенство ответят: попробуйте организовать турнир с приличным призовым фондом, не дав организаторам и спонсорам права уважить наиболее им близкого по каким-то причинам шахматиста. Они потеряют важный стимул - ведь о коммерческой отдаче речь не идет в принципе, только о расходах, причем и на широкое паблисити рассчитывать не приходится. Можно добавить и то, что "ФИДЕ и организаторы цикла" публично не скажут: широкого паблисити для спонсоров не ожидается ввиду весьма своеобразной постановки дела этими самыми "организаторами".

Главный официальный организатор розыгрыша первенства мира - известная (многие скажут - печально известная) компания Агон. Ее штаб-квартира находится в Москве, а главный собственник и руководитель - российско-американский бизнесмен-пиарщик Илья Мерензон (большой мастер впаривать басни о невероятных успехах своей фирмы самым продвинутым российским СМИ - типа Медузы, РБК и Форбса. Почему эти уважаемые СМИ на этот пиар ведутся - это отдельный интересный вопрос). Главные спонсоры ТП заявлены российские: это EG Capital Advisors и Kaspersky Lab. Многие считают, что дела в Агоне ведутся так, что компания привлечь западных корпоративных спонсоров самостоятельно не в состоянии в принципе. И ей так или иначе "помогают" российские властные структуры.



Так что неудивительно, что несмотря на место проведения турнира, облагодетельствован российский гроссмейстер (пусть и проживающий на постоянной основе в Швейцарии), причем доказавший, что он политически лоялен к нынешнему российскому режиму и более того, в некоторой степени встроенный в российский истеблишмент (о чем я когда-то подробно писал в своей статье "Сиюминутная политика и вечные шахматы" на полит.ру. Можно вспомнить и еше один мой текст годичной давности "Каспаров - Крамник: публичная политическая полемика").

Это, наверное, верно. И лично я не раз критически высказывался о Крамнике. Собственно, мой первый большой шахматный текст "Классический чемпион Владимир Крамник... и вокруг" (опубликованный в 2004 г. на ведущем российском шахматном сайте ChessPro) был посвящен критике некоторых аспектов поведения Крамника как тогдашнего формального лидера шахматного мира - он вел себя как очень замкнутый на свои личные интересы чемпион, который мог месяцами отсутствовать в публичном поле, и при том истинно чемпионских успехов не демонстрировал (хотя нельзя не отметить, что как стало в подробностях известно позже, у него тогда были неприятные проблемы со здоровьем).

Ну и помимо прочего, он занял очень жесткую позицию по отношению к Каспарову, который после проигрыша Крамнику матча на первенство мира в 2000 г. стал снова доминировать в турнирах. Крамник отказал своему предшественнику в матч-реванше (который тот непредусмотрительно не заложил в регламент, хотя мог бы), декларировав, что Каспаров мог претендовать на матч с ним, только пройдя надлежащий спортивный отбор - при том, что пройти этот отбор тот так и не смог по независящим от него причинам. Ирония этой ситуации была и в том, что сам Крамник играл матч с Каспаровым, такого отбора как раз не пройдя. Надо ли говорить, что решение даровать ему сейчас wild card вызвало у многих ощущение дежа-вю - опять, дескать, он умудряется попасть в важнейшее соревнование не самым спортивным образом. Наверное, Алексей Широв (победивший в 1998 г. Крамника в отборочном ко встрече с Каспаровым матче) испытывает сейчас интересные чувства...



И тем не менее: я решение номинировать именно Крамника в турнир претендентов поддерживаю. Потому что вся эта политика (хоть шахматная, хоть какая) - преходяща. А вот шахматы - вечны. Удивительно, что при всех своих титулах и многолетних успехах высшей пробы Крамник как шахматист остается недооцененным (а для широкой публики и вовсе едва известным), и даже его политическая лояльность не помогает. А ведь он если не гений (этот эпитет в шахматах мало к кому прилагают, даже и Каспарова многие назовут "сильнейшим шахматистом всех времен", но не гением), то реально великий (не просто выдающийся) шахматист. Пусть и не добившийся столь многообразных побед, как его предшественники Карпов и Каспаров.

Собственно, показателен уже тот факт, что он отобрал звание чемпиона у того самого "сильнейшего шахматиста всех времен" (причем отобрал в досрочно закончившемся матче, в котором Каспарову не удалось одержать ни одной победы, что само по себе удивительно). Но еще более важно, что в том матче Крамник предложил совершенно неожиданный и оригинальный подход к стратегии шахмат. Это было не просто возрождение старого дебютного варианта ("берлинская стена" в испанской партии, которую Каспаров тогда так и не смог пробить). Это было открытие нового большого класса позиций с оригинальным стратегическим рисунком, как и путей их разыгрывания далеко за пределами каких-то конкретных дебютных вариантов. Во многом именно в этом русле последние лет 15 и шло развитие шахмат, и Крамник останется в их истории как один из тех немногих, кто реально повлиял на понимание самой сути древней игры.



И еще один важный аспект. Несколько лет назад Крамник преобразовал, практически на старости шахматных лет (ему уже было под сорок, что по нынешним временам много), свой стиль. К тому времени уже вполне устоялось мнение, что Крамник, с его фундаментальной (просто лучшей в мире) дебютной подготовкой и стремлением играть в позиционные шахматы с минимумом риска, играет сильно, но не слишком интересно (и делает слишком много ничьих). И вдруг (возможно, здоровье, наконец, позволило) в какой-то момент он заиграл по-другому, начал применять нестандартные дебюты с повышенным стратегическим риском, стал идти на неясные позиции с богатым тактическим содержанием. Можно констатировать: если речь о мировой элите, то именно Крамник сейчас играет чуть ли не в самые творческие и интересные шахматы. Обычно возрастные шахматисты на поздней стадии карьеры пытаются преобразовывать стиль в более "сдержанный", чтобы играть более надежно и менее энергозатратно - это нормально. Аналогов тому, что проделал со своим стилем (и самим подходом к спортивной борьбе) Крамник (при этом, что принципиально важно, сохраняя место на самом верху), я не знаю.

Так что я считаю, что свою "wild card" в турнир претендентов Крамник заслужил как никто. Наверное, он не будет фаворитом номер один - просто потому, что в его возрасте многое будет зависит от того состояния, в котором он подойдет к этому сложнейшему турниру. К тому же, у него появились проблемы со стабильностью, что особенно проявилось в самые последние месяцы. Вот и в рейтинге он в данный момент опустился на седьмое место (при том, что совсем недавно был вторым. Кстати, на данный момент он единственный представитель России в первой десятке). Тем не менее, шансы выйти из ТП на Карлсена у него есть, и если он в штурме турнирной берлинской стены преуспеет, то матч на первенство мира будет чрезвычайно интересным, в том числе и как последняя схватка самых выдающихся представителей разных поколений. У нынешнего чемпиона шансов будет больше, но и Крамник вполне может матч выиграть. И вряд ли кто назовет этот успех случайным.

Что до будущего... я разделяю мнение, что у Крамника (с его умом, стратегическим мышлением, связями, политической и этической гибкостью) впереди шахматно-политическая карьера. Вплоть до поста президента ФИДЕ. Желаю ли я ему в этом, на данный момент очень гипотетическом предприятии, успехов? Не уверен - по артикулированным выше причинам. Впрочем, поживем-увидим.



Tags: ,
Музыка: Renee Fleming "Dark Hope"

11CommentReplyПоделиться

gav_man
gav_man
gav_man
Вт, 7 ноя, 2017 05:30 (UTC)

...серии Гран-при (всего три турнира, каждый участник серии играет в двух...
Гран-при ФИДЕ 2017 — это серия из 4 турниров, каждый играет в трех.
К тому же, Раджабову достаточно для выхода попасть в дележ 3-4 места в заключительном турнире.

Edited at 2017-11-07 06:42 (UTC)


ReplyThread
valchess
valchess
Англофил
Вт, 7 ноя, 2017 09:09 (UTC)

Да, четыре турнира, спасибо! Поправил.


ReplyThread Parent
beldmit
beldmit
Dmitry Belyavsky
Вт, 7 ноя, 2017 19:22 (UTC)

Корчной свой стиль не перепахивал?


ReplyThread
valchess
valchess
Англофил
Вт, 7 ноя, 2017 21:00 (UTC)

Многие известные шахматисты с годами меняли стиль (взять хотя бы Таля). В чем специфика и радикализм изменения стиля Крамника я в меру сил объяснил. Буду благодарен, если Вы сделаете то же самое для Корчного.


ReplyThread Parent
beldmit
beldmit
Dmitry Belyavsky
Ср, 8 ноя, 2017 07:32 (UTC)

Увы, квалификации не хватит. Каспаров об этом писал - что Корчной после переезда на Запад заиграл раскованнее и агрессивнее.


ReplyThread Parent
valchess
valchess
Англофил
Ср, 8 ноя, 2017 16:05 (UTC)

Но преобразовал ли Корчной свой стиль столь радикально, как (на мой - и не только на мой - взгляд) Крамник? С моей точки зрения, это был все тот же vintage Корчной (даже если агрессивность повысилась). А вот скачок Крамника со ставшей ему привычной сухой позиционной игры, во многом основанной к тому же на дебютной подготовке, в совсем другой стиль (более присущий, например, Ароняну) выглядит весьма резким.


ReplyThread Parent
winpooh
winpooh
WinPooh
Ср, 8 ноя, 2017 19:36 (UTC)

Но есть ли гарантия, что этот новый стиль Крамник не применяет исключительно для удовольствия в малозначительных турнирах, а в ТП, где ставки будут исключительно высоки, он не вернётся к своей традиционной манере игры?


ReplyThread Parent
valchess
valchess
Англофил
Чт, 9 ноя, 2017 02:10 (UTC)

Он практически не играет в малозначительных турнирах. Естественно, что гарантии нет. Но такая постановка вопроса сама по себе странна.


ReplyThread Parent
winpooh
winpooh
WinPooh
Чт, 9 ноя, 2017 03:40 (UTC)

Я подозревал, что выбрал слово неудачно, и оно вызовет законное возражение. Имею в виду, что по сравнению с любым турниром ТП - это совсем другие ставки, другая ответственность за каждый ход. И мы вполне можем увидеть прежнего Крамника, в своём сухом позиционном стиле балансирующего в районе 50%.


ReplyThread Parent
ukrfan
ukrfan
Yury
Ср, 8 ноя, 2017 02:53 (UTC)

Совершенно не согласен с вами, о чем уже писал на чесспро. Копирую оттуда:

Крамник великий, хотя и не настолько, насколько Карпов? Так включите Карпова! Он уже не играет в серьезные шахматы? Так включите Каспарова! Он в Сент-Луисе показал, что вполне конкурентоспособен, а интереса его участие вызвало бы раз в 5 больше, чем Крамника. Каспаров много лет не играет в классику? так включите Ананда! Он по всем показателям превышает Крамника - и по числу титулов, и по успехам в последние годы. Ананд "уже не тот"? А Крамник - тот? между ними 5 очков рейтинга. Что ВБ показал в этом году? Ни-че-го.

За все его заслуги в прошлом - ему воздано сторицей. Даже более чем. Включать в турнир сейчас надо тех, кто сильнее сейчас.

Да, если Крамник выиграет ТП, его матч с Карлсеном вызовет больший интерес, чем матч предыдущего претендента. Но, во-первых, он его не выиграет, а, во-вторых, матч Иванчука или Накамуры вызвал бы еще больший интерес - но даже я не ратую за включение в ТП этих шахматистов, хотя у Накамуры для этого оснований не меньше, а ВМ никому не уступит ни в славе, ни в величии, да и недодала ему Каисса шансов явно больше, чем другим.

Что касается "интересных шахмат" - это уже очевидная вкусовщина. Хотел бы я видеть еще кого-то, кто считает шахматы Крамника более творческими и интересными, чем Ароняна или Шаха.

Подождать с вручением ВК до окончания последнего ГП - это minimum minimalis того, что можно было сделать. А так - это плевок в физиономию как Грищуку, который в это время защищал честь России на ЧЕ (от чего Крамник, видимо, отказался), так и Шаху с МВЛ. Считаю, что каждый из этих троих имел бы больше шансов в ТП, чем Крамник.

Впрочем, это Агон. Рассчитывать, что они хоть что-то сделают правильно, а уж тем более деликатно - не приходилось.


ReplyThread
valchess
valchess
Англофил
Ср, 8 ноя, 2017 16:53 (UTC)

Нахожу Ваш комментарий ... не совсем по делу. Вы приводите несколько аргументов, и каждый висит отдельно в воздухе. Совершенно вне контекста.

А я контекст аккуратно расписал (как и свое отношение к нему). А именно: сама практика такого рода "подарков" порочна, и номинант был выбран (в соответствии с сутью этой "практики" - так это работало и в предыдущих случаях, вспомним номинации Раджабова и Ароняна) по причинам, к спортивному отбору отношения не имеющим (государственная аффилиация спонсоров, организаторов и игрока, политическая лояльность, возможно, личные отношения с некоторыми сильными мира сего). Кто спорит, было бы лучше, например, отдать это место победителю матча занявших третьи места по рейтингу и в Гран При. Но это уже не была бы wild card.

Дальнейшие рассуждения идут уже в этом контексте, и никакого смысла поминать Ароняна (который уже в ТП) или даже Лаграва (главный пострадавший) нет. Вот Инаркиева (с его мощными спонсорами) помянуть можно было бы. Но мой пойнт в том, что при этих вводных обстоятельствах непреодолимой силы выбрана наиболее достойная с шахматной (sic!) точки зрения кандидатура. Которая - что принципиально важно - должна была бы рассматриваться и при чисто спортивно-шахматных критерях, и имела бы большие шансы даже в этом гипотетическом случае.

ОК, "играет чуть ли" (sic! - Вы эту частицу предпочитаете не замечать, как и то, что сравнений с кем-то конкретно я не делал) "не в самые творческие и интересные шахматы" - это вкусовщина. Возможно. Но надо быть слепым (и не быть знакомым с высказываниями многочисленных квалифицированных шахматистов, в том числе, как, скажем, Прусикин, тех, кто резко не одобряет крамниковскую "политику"), чтобы утверждать, что я единственный, кто впечатлен стилем и творческими достижениями Крамника в последние годы. Для начала - загляните в "партии месяца" на Chesspro, много материала там найдете.

Ну и совсем никуда не годится аргумент, что "все его заслуги в прошлом". Это просто неправда. Есть вполне объективный показатель нынешних заслуг - рейтинг (который, в свою очередь, отражает недавние достижения в турнирах). Даже сейчас (после неудач последних месяцев) он седьмой (т.е. повыше некоторых отобравшихся), а совсем недавно был вторым. Он третий по усредненному за год - т.е. имел большие шансы отобраться без подарков. Каспаров, Карпов и даже Ананд здесь совершенно ни при чем - речь, повторю, о нынешнем статусе шахматистов, и у Крамника он вполне высок. А то, что он реально великий в ряду чемпионов - это фактор, который важен лично для меня на эмоциональном уровне. Но его можно игнорировать - ничего в значимых рассуждениях не изменится.

Наконец, что является настоящей "вкусовщиной" - это досужие рассуждения, кто имел бы больше шансов выиграть ТП (а значит, более достоин "подарка"). Победители двух последних ТП Карякин (тогда предпоследний из участников по рейтингу) и особенно Ананд не рассматривались вероятными победителями. Проогнозисты попали пальцем в небо. Правда состоит в том, что случайных людей, слава Богу, в последних ТП нет. И шансы есть если не у всех, то почти у всех.

Коль скоро Вы скопировали свой коммент с Chesspro (где, как я понимаю, идет разговор по теме), буду благодарен, если Вы скопируете туда и мой.

Edited at 2017-11-08 17:02 (UTC)


ReplyThread Parent