?

Log in

No account? Create an account
Многозначительная Россия - 20: "Naked World" в российском преломлении - Albion and Beyond: Russian Anglophile's Observations
Links My official Web page / National Centre for Computer Animation / HyperFun Project / KasparovChess / CrestBook / ChessPro / Daily Dirt / 64 / BBC / Daily Telegraph / Times / National Statistics / IMDb / Искусство кино / Lenta.ru / Полит.ru / Спорт: день за днем / Спорт Сегодня Июль 2017
 
 
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
Пт, 14 май, 2004 11:03
Многозначительная Россия - 20: "Naked World" в российском преломлении

Вчера вечером Channel 4 показал полуторачасовой документальный фильм “Naked World”, посвященный работе известного американского фотохудожника Спенсера Туника (Spencer Tunick) над проектом Nude Adrift. Он сделал себе имя, фотографируя обнаженную натуру в «общественных местах». Путь к славе был нелегок: в Америке он неоднократно арестовывался и долго судился с властями. В конце концов, Верховный Суд подтвердил его право работать над своими композициями в родном Нью-Йорке. А здесь в прошлом году большой резонанс вызвала его инсталляция, посвященная открытию в Лондоне (в новом помещении) Saatchi Gallery (вот, кстати, картинка с места событий).

При чем здесь Россия? Проект Nude Adrift носил глобальный характер: фотограф снимал свою излюбленную натуру на 7 континентах, включая Антарктиду, где были задействованы не только люди, но и пингвины. А съемочная группа за нелегкой, а часто и забавной работой по организации этих композиций наблюдала. Ситуации были разные: скажем, в Мельбурне и Сан-Пауло были без малейших проблем сконструированы фирменные bodyscapes из многих тысяч обнаженных тел. В Токио Тунику удалось заснять только малофигурные композиции из отчаянно смущавшихся квелых девиц (а когда появился еще и обнаженный юноша, бедные девочки закрыли лицо руками, не забывая, впрочем, хихикать), причем в малолюдных местах (как ему объяснили, если бы кто из добровольцев работал в “big corporation”, то это привело бы к немедленному увольнению). Как ни странно, больше всего проблем возникло в Париже: почему-то на съемки почти никто не соглашался. Чернокожий парень, которого с большим трудом уговорили сняться перед пустынным в это время суток Лувром, все твердил, что боится полиции. И действительно, за те секунды, что делали снимок, как из под земли возник полицейский, причем с огромной злобной собакой на поводке. Еле отбились... Зато в Лондоне полиция, наоборот, оказала помощь в организации композиции из лежащих на берегу Темзы шестисот натурщиков (и полицейский с гордостью сказал документалистам: «У нас работают люди либеральных взглядов!»)....

И вот Туник въехал в Россию, а именно в Питер. На эти 15 минут фильм словно сменил жанр: непритязательная life comedy заместилась тяжеловесным arthouse cinema. Два коренных отличия от cнятых во всех иных палестинах сцен:

  • Вместо обезличенных и никак не представляемых натурщиков, в роли которых везде выступали самые простые и ничем не знаменитые люди, в Питере на сцену выступили представители местной богемы, как раз Именами обладающими (что удостоверялось и специальными титрами, в других частях фильма отсутствовавшими). Вот как (с уважительным придыханием!) представил Туник Сергея Бугаева – «Африку»: “Everyone knows him. He is huge in Russia!” В роли натурщиков выступили, в частности, «директор Института сновидений Фрейда» искусствовед и психоаналитик Виктор Мазин и «Директор Русского Музея» Олеся Туркина - впрочем, как я и подозревал, должность последней оказалась преувеличенной – она, как выяснилась из Интернета, «научный сотрудник музея Отдела новейших течений музея» (и «действительный член Федерации Космонавтики России»- ?!).

  • Данные товарищи воспринимали себя вовсе не натурщиками, а скорее теоретиками, миссия которых – объяснить заезжему художнику, каким важным делом он на самом деле занимается, и какие философские глубины за этим просматриваются. И в других местах – хоть в Лондоне, хоть в Кейптауне, хоть в Антарктиде люди отвечали на вопрос, почему они принимают участие в съемках. И ответы были вполне тривиальными – «интересно», «хотелось новых ощущений», «это – challenge»... Наши же высокоученые мужья (и жены) не просто раздевались, но и предавались при этом теоретическим размышлениям - на неплохом, кстати, английском. И остановить этот словесный поток было невозможно.

    Так, американец узнал, что при советской власти все, что у наших людей было – это collective body, зато теперь они открыли для себя свои индивидуальные тела (Африка: “we are back to our bodies”), и уже поэтому нигде в мире Туник не найдет к своим композициям такого особого интереса, как в России. И Питер, между прочим, был раньше grey place, а теперь – multicoloured bright place.

    Замечательна была сцена, когда вышеупомянутая Олеся (дама, скажем осторожно, постбальзаковского возраста), уже раздеваясь, все говорила, что напрасно Туник полагает, что его работы nonsexual – нет, она – в контексте присущего россиянам нового и свежего отношения к сексуальности - видит в них сильный эротический подтекст; и уже раздевшись, став на колени (на заднем плане - Храм Спаса на Крови) и прижимая к груди большой железный ключ (служившим, видимо, определяющим местный контекст артефактом), она все говорила, что этот ключ – это ее символический костюм, который как бы покрывает ее с ног до головы, и потому она себя голой не чувствует...

    Все это было исключительно смешно. И очень многозначительно: я не сомневаюсь, что заморский фотохудожник вполне осознал, какая Россия особая страна, и какие особенные здесь люди. Как это говорится на посвященном фильму сайте: In St. Petersburg, Tunick finds a more joyful reception in a post-Soviet atmosphere of renewed freedom. His Russian subjects, including the director of a major art museum, find nudity in public an exhilarating and liberating experience.

    P.S. Статья вышеупомянутого В. Мазина о Тунике в "Художественном Журнале". В которой про съемки в Питере (в том числе его самого) не упоминается.

    Многозначительная Россия

  • Tags: ,
    Настроение: jubilant jubilant

    CommentReplyПоделиться