?

Log in

No account? Create an account
Многозначительная Россия - 45: режиссеры "реабилитационного" телекино о генсеке-чекисте (и цензуре) - Albion and Beyond: Russian Anglophile's Observations
Links My official Web page / National Centre for Computer Animation / HyperFun Project / KasparovChess / CrestBook / ChessPro / Daily Dirt / 64 / BBC / Daily Telegraph / Times / National Statistics / IMDb / Искусство кино / Lenta.ru / Полит.ru / Спорт: день за днем / Спорт Сегодня Октябрь 2017
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
Вс, 27 фев, 2005 12:33
Многозначительная Россия - 45: режиссеры "реабилитационного" телекино о генсеке-чекисте (и цензуре)

По наводке avvas ознакомился с подборкой материалов в журнале "Искусство кино", 2004/10, посвященной заполонившим в последнее время российский телеэкран «реабилитационным» фильмам с «пересмотром тех оценок советских героев, вождей, истории, которые были в ельцинскую пору». Большие интервью дали знаменитые кинорежиссеры Андрей Кончаловский и Василий Пичул. В частности, они подробно высказались об Андропове, о котором каждый из них сделал по телефильму. Можно предположить, что в процессе работы оба изучали примерно одни и те же материалы, оба говорили с одними и теми же соратниками покойного генсека-чекиста. Тем любопытнее, как по разному они трактуют своего персонажа. Насколько в этом отражается амбивалентность нынешнего российского сознания?

Выдержки из интервью А. Кончаловского о фильме «Бремя власти. Юрий Андропов»:

Мы все рабы клише. Одно из самых устоявшихся — ненависть к КГБ... я уже тогда приходил к выводу — и, не стесняясь, говорил об этом, — что либерализация в России исходит от Андропова... Я знал, что плохого сделал Андропов, но меня интересовало, сделал ли он что-либо хорошее. У большинства моих ровесников три буквы «КГБ» ничего, кроме воспоминаний о терроре, не вызывают, но, объективности ради, не худо заметить, что и у КГБ были очень серьезные достижения, о которых мы не хотим даже помнить. Ну, хотя бы полный разгром американской резидентуры в СССР…. Чем дальше отходишь от Андропова как исторического лица, тем яснее вырисовывается его позитивная роль... Становилось понятно, где зрела идея перестройки — не в том виде, в котором мы ее получили, а в ее гораздо более мощных потенциях... Очень может быть, что перестройка — термин Андропова. Он говорил: надо понять, в каком государстве мы живем. Он видел, что государство надо менять. Изучая во время работы над фильмом материалы, общаясь с людьми, знавшими Андропова, я пришел к мысли, что интуитивно был прав, считая его покровителем реформаторов и ревизионистов.... Зерна реформаторства в КГБ стали прорастать только с приходом Андропова, поскольку они были в нем самом…. Собственно, отсюда вырастают мои представления об Андропове как человеке, главная цель которого — не удушение инакомыслия, а преобразование государственной системы в систему более гуманную, вмещающую в себя и некие свободы. Отдельный вопрос о мере этих свобод, но, уж точно, для него не был идеалом образ СССР как помойки с ядерными ракетами…. Речь шла не о свободе капиталистической, но о том, чтобы дать людям возможность хорошо зарабатывать, жить в человеческих условиях…. Для меня это выдающийся государственный деятель, понимавший судьбу страны, видевший пути ее развития, представлявший, каким образом надо выходить из кризиса, наличие которого было ему очевидно.

А вот что говорит В. Пичул:

Мой фильм называется «Пятый генсек». О том, что у Андропова болели почки, все и так знают. Но никто не знает о том, что у него болели почки начиная с 1964 года. В общественном сознании осталась память о Брежневе как о человеке страшно больном и немощном. Так вот, Андропов был еще более больным и еще более немощным, чем Брежнев. Он жил на аппарате искусственной почки. Его организм был отравлен его собственной мочой. О каком светлом образе реформатора может идти речь? Он был абсолютно «цековский» интриган, который пришел к власти и умер от ужаса и тяжести этой власти, потому что не знал, что с ней делать. Такая вот жуткая история. Про Андропова сложно было делать кино. Про него вышло много фильмов и передач, в которых он представлен замечательнейшим, талантливым, умнейшим, пишущим стихи человеком, который, к сожалению, не смог реализовать свои прекрасные идеи. Я исходил из того, что Андропов был еврей, сын еврейской женщины и еврейского мужчины. Еврей, ставший императором, — вот о чем кино. Никогда в России и нигде в мире еврей не становился императором. Я понимаю, что такой сюжет очень радикален. Учитывая тот миф, согласно которому нынешнее руководство благоговеет перед памятью об Андропове. Если Сталин — шекспировский персонаж, то Андропов — герой триллера. Когда у него возникала политическая проблема, какой-то человек вдруг неожиданно умирал, и эта проблема решалась. Смерть пяти человек, включая Леонида Ильича Брежнева, враз решила политические проблемы Андропова. В 1991 году Комитет государственной безопасности стоял вместе со всеми и смотрел на то, как рушится Советский Союз. После этого они должны вести себя тихо и интеллигентно и не рассказывать о том, какой замечательной была советская верхушка. Потому что они не выполнили свою главную функцию — не обеспечили государственную безопасность, не сохранили страну. Разговоры о том, что у них были чистые руки, светлые головы, холодные сердца, — лукавство. На самом деле все было, как и везде, по-разному.

Любопытно в контексте приведенных монологов заметить, что Кончаловский имеет репутацию «западника» и «либерала», а Пичул, если и не «славянофил», но уж точно не западник (само название интервью с ним показательно: «Лучше Красного Знамени ничего нет»). Наконец, надо добавить, что фильм Кончаловского об Андропове был показан по государственному каналу «Россия», а вот фильм Пичула – куплен, но положен на полку. Кстати, очень любопытны и замечания Пичула (который на телевидении работает давно и много) о нынешней ситуации с «госзаказом» и цензурой:

Е. Гусятинский. Если это госзаказ, то в чем он заключался? Были ли у канала какие-то конкретные требования, установки?

В. Пичул. Когда они смотрели готовое кино, то требовали какие-то вещи убрать. Эта проблема, к сожалению, существует, она всегда существовала и будет существовать.... Никакого госзаказа реально не существует... В этом принципиальное отличие советских чиновников от нынешних. У советских, при всех их недостатках, были принципы. У нынешних принципов нет, им плевать на все... Руководство канала ориентируется на две очень простые и взаимоисключающие вещи. Это, во-первых, рейтинг и, во-вторых, мнение начальства, которое, не дай Бог, увидит фильм. Ужасающий конфликт между рейтингом, а значит, деньгами, и волей начальства, приведет их всех — я имею в виду тех, кто рулит на госканалах, — в сумасшедший дом.…. Сейчас же нет никаких правил. Есть некие отдельные люди, отслеживающие реакцию администрации президента или самого президента на то, что производят СМИ и современная культура... Люди же, которые сегодня находятся у власти, не ставят перед собой задачи выработать государственную идеологию. Им хватает Чечни. Но: «Про Чечню, пожалуйста, не надо» — таково их желание. Можно все, только не надо плохо про Путина и про Чечню. Эти две темы — табу...

К слову, по соседству – где дана запись разговоров за круглым столом под характерным названием «С кем спал или кого расстреливал?», еще один известный режиссер Е. Цымбал вспоминает:

Е. Цымбал. Недавно я делал фильм о Тютчеве, и продюсер всерьез требовал от меня, чтобы это был фильм не о Тютчеве-поэте, но о Тютчеве-разведчике. Который во многом служил источником вдохновения для…
Н. Зархи. Путина?
Е. Цымбал. Именно так.

Многозначительная Россия

Настроение: nostalgic nostalgic

20CommentReplyПоделиться

gr_s
gr_s
Вс, 27 фев, 2005 16:59 (UTC)

Cпасибо большое. Оч. качественная "Многозначительная Россия" - вся вообще, а эта в особенности.

* Кончаловский меня не очень удивил - приспособленчество, доведенное до высшего градуса "искренности", есть у него и фамильная черта, и свойство личности.

* Про Пичула я знал только, что он снял "Маленькую Веру" (которую я не видел) и что он делал какие-то "Старые песни о главном". Текст его - замечательный источник о нравах эпохи.


ReplyThread
valchess
valchess
Англофил
Вс, 27 фев, 2005 17:15 (UTC)

Да, Пичул вообще мастер "нравы эпохи" фиксировать (хотя человек, конечно, "сложный"). Собственно, та же "Маленькая Вера" отразила нравы середины 80-х так, что и последующие глобальные историические события не покажутся чем-то придуманным (хоть Горбачевым, хоть Андроповым). Если получится, посмотрите этот фильм - просто как социальный комментарий к тем критическим временам.


ReplyThread Parent
object
object
Вагиф Абилов
Вс, 27 фев, 2005 18:07 (UTC)

Советую посмотреть "Веру". Талантливый фильм.


ReplyThread Parent
valchess
valchess
Англофил
Вс, 27 фев, 2005 18:23 (UTC)

С возвращением и с нем рождения!


ReplyThread Parent
object
object
Вагиф Абилов
Вс, 27 фев, 2005 19:38 (UTC)

Спсаибо!


ReplyThread Parent
object
object
Вагиф Абилов
Вс, 27 фев, 2005 18:11 (UTC)

"Чем дальше отходишь от Андропова как исторического лица, тем яснее вырисовывается его позитивная роль..."

Напрашивается: Чем ближе подходишь к Андропову как историческому лицу, тем яснее вырисовывается его негативная роль :-)

А от Кончаловского иного ожидать было бы трудно. Всегда был сыном своего папы.


ReplyThread
valchess
valchess
Англофил
Вс, 27 фев, 2005 18:21 (UTC)

Кстати, Вы не читали роман А.Червинского "Шишкин Лес"? Литература не самая великая, но довольно забавный (и весьма фундаментальный) роман-пасквиль на семью Михалковых и Кончаловских.


ReplyThread Parent
object
object
Вагиф Абилов
Вс, 27 фев, 2005 19:39 (UTC)

Хм, занятно. Надо будет заказать.


ReplyThread Parent
kredov
kredov
Фобофил
Вс, 27 фев, 2005 18:53 (UTC)
Любопытно

Спасибо, интересно. Судя по приведенным отрывкам, Кончаловский вообще ничего не понял в Андропове. Он полемизировал с самим собой, преодолевал собственные фобии. У нормального советского человека страха перед КГБ не было, как и предубеждений, было желание обходить его за три километра. Андропов же - дутая абсолютно фигура. Кстати, по психологии вовсе не чекист (это приобретатеся в юности и на всю жизнь), а партократ. Андропов дал КГБ главное - стабильность на 15 лет, отсюда и пошли успехи ведомства, внедрения-разоблачения. Как журналист я общался с близкими ему людьми. Конечно, вспоминают с восторгом, взоры теплеют. Но и они признают, что он был полный дуб в экономике, редкий, главным раздражителем Андропова в ПБ были вовсе не Суслов и Ко, а Косыгин с его попытками реформ. Что и проявилось потом так курьезно. Совсем по С.-Щедрину: от него ждали больших злодейств, а он, дурак, чижика съел (очереди за водкой шмонал). В общем, не мерзавец и не герой, а так себе, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан. А фильм Пичула мне было бы интересно посмотреть. Правда, не думаю, что национальность Андропова проявлялась (если проявлялась) как-нибудь иначе, чем на уровне личных комплексов (неуверенность, etc.).


ReplyThread Parent
dima1966
dima1966
VB
Вс, 27 фев, 2005 19:07 (UTC)
Re: Любопытно

"Конечно, вспоминают с восторгом, взоры теплеют. Но и они признают, что он был полный дуб в экономике" - и не только в экономике. Примерно тоже самое об Андропове писал в своих мемуарах Бовин, который очень хорошо его знал.


ReplyThread Parent
object
object
Вагиф Абилов
Вс, 27 фев, 2005 19:46 (UTC)
Re: Любопытно

Да, мне кажется, вы верно подметили насчет главного андроповского качества - партократа. На него сыграл тот факт, что от высокопоставленного партейца тех лет вообще ничего не ждали в смысл мозговых извилин, считали полным идиотом. И если он вдруг начинал хотя бы просто молчать, то это уже считалось мудростью. Помню вскоре после прихода Андропова по каким-то вражьим голосам высказывалось предположение, что он большой любитель джаза - и это, конечно, записывалось ему в плюс. С началом борьбы с посетителями парикмахерских энтузиазм поиссяк.


ReplyThread Parent
valchess
valchess
Англофил
Пн, 28 фев, 2005 12:58 (UTC)
Re: Любопытно

У нас традициооно осмыслением истории занимаются люди с художественным мышлением, для которых фактология - только повод для высказывания неких дорогих глобальных идей.


ReplyThread Parent
dima1966
dima1966
VB
Вс, 27 фев, 2005 19:11 (UTC)

Большое спасибо за интересные ссылки. Мне всегда казалось, что "Маленькая Вера" Пичула интереснее и оригинальнее всех фильмов Кончаловского. Теперь я знаю почему.


ReplyThread
valchess
valchess
Англофил
Пн, 28 фев, 2005 12:54 (UTC)

А я все-таки предпочитаю творчество Кончаловского в художественном кино (60-70х), пусть неровное, но интересное, отделять от его идеологических (да и личностных) завижрений.


ReplyThread Parent
_apocalypsis
_apocalypsis
Вестник Апокалипсиса
Вс, 27 фев, 2005 19:12 (UTC)

Кстати о реабилитационном кино, если интересно.


ReplyThread
valchess
valchess
Англофил
Пн, 28 фев, 2005 12:47 (UTC)

Спасибо, прочитал с интересом. К сожалению, автор столь отчаянно идеологически ангажирован, что не слишком заботится об обосновании своих радикальных выводов.


ReplyThread Parent
_apocalypsis
_apocalypsis
Вестник Апокалипсиса
Вт, 1 мар, 2005 10:40 (UTC)

Это ж АПН!

Им не до аргументации!


ReplyThread Parent

valchess
valchess
Англофил
Пн, 28 фев, 2005 12:56 (UTC)

У нас традициооно осмыслением истории занимаются люди с художественным мышлением, для которых фактология - только повод для высказывания неких дорогих глобальных идей.


ReplyThread Parent
ok_66
ok_66
KOCTA
Пн, 28 фев, 2005 03:33 (UTC)
О непроцитированном

Млечин неожиаданно адекватен. Ну и Кораблёв Драгунский блестящ как всегда.


ReplyThread
valchess
valchess
Англофил
Пн, 28 фев, 2005 12:49 (UTC)
Re: О непроцитированном

Согласен с Вами. Вообще подборка материалов в ИК сделана качественно. Но я традиционно цитирую у себя не столько здравые, сколь "абсурдистские" высказывания.


ReplyThread Parent