?

Log in

No account? Create an account
Заметки на полях материала "Эксперта" о британском образовании - Albion and Beyond: Russian Anglophile's Observations
Links My official Web page / National Centre for Computer Animation / HyperFun Project / KasparovChess / CrestBook / ChessPro / Daily Dirt / 64 / BBC / Daily Telegraph / Times / National Statistics / IMDb / Искусство кино / Lenta.ru / Полит.ru / Спорт: день за днем / Спорт Сегодня Июль 2017
 
 
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
Вт, 6 июн, 2006 18:49
Заметки на полях материала "Эксперта" о британском образовании

Давненько я не ругался по поводу описаний английской жизни в российской прессе. И вот пожалуйста: "Эксперт" опубликовал в двух последних номерах большой материал о британской образовательной системе: "Британские Уроки" и "Британские Уроки - 2". Автор Марина Романова посетила Великобританию в марте в рамках "организованного Британским советом пресс-тура по университетам и колледжам для журналистов, победивших во всероссийском конкурсе на освещение образовательной темы".

Читал я и вздыхал: познавательный и полезный для многих рассказ мог бы получиться. Журналистка побывала в нескольких университетах, много с кем поговорила и немало пусть и поверхностной, но интересной и малоизвестной для российского читателя информации нарыла. И общий пафос автора с призывом к российскому государству выстроить надлежащую систему вместо мелочного вмешательства в дела образовательной отрасли мне симпатичен. Конечно, видно, что будучи очевидным неофитом, она склонна к идеализации британской образовательной системы, и вряд ли в курсе тех дискуссий, которых идут вокруг этого феномена в самом Альбионе. Многие, например, полагают, что некогда едва ли не эталонная система пребывает ныне в глубоком кризисе (чему свидетельство нынешний, принявший общенациональные масштабы конфликт между профсоюзом преподавателей университетов и объединением их работодателей касательно размеров повышения зарплаты. Где крайними оказались студенты-выпускники с перспективой получения обесцененного диплома - значительное количество преподавателей использует единственное находящееся в их распоряжении значимое оружие, отказываясь проверять экзаменационные работы). Хроническое недофинансирование, отток преподавательских кадров (в промышленность, в процветающие частные университеты США...), наконец, профанация самого понятия высшего образования через все ширящееся введение новых "креативных" специальностей, которыми посредственные университеты завлекают не склонных перенапрягаться студентов. А наивная журналистка все эти занятия "звукозаписью, промышленным дизайном и модой", более приличествующие ПТУ и техникумам (по местному - колледжам), подает в своей статье в восторженных тонах как проявление гибкости образовательной системы, отвечающей на вызов "современного сектора экономики":

"Зато бурно развивается иная индустрия — креативная. У нас еще и понятие такое не сформировалось, а в Великобритании это самое востребованное направление... Студенты развлекались тем, что придумывали и воплощали в самых разных техниках «приколы», если порусски. Чьято фантазия породила причудливую зверушку, а трехмерный принтер сделал выдумку материальной. Ктото одевал манекен в немыслимые наряды, соединял сороконожку с ракетой. Оказывается, подобное приятное времяпровождение имеет, кроме обучения, и вполне практический смысл".

Позволю себе заверить г-жу Романову: "практического смысла" очень мало, особенно если не принимать рекламные речи принимавших ее любезных хозяев за чистую монету. И шансы у выпускников получить после такого обучения (когда "лекционные курсы заменяются виртуальными", и "педагоги не замучивают студентов нудными парами, лекции превращают в эксклюзивные выступления, где сконцентрированы и знания, и личное человеческое обаяние" - как излагает!) приличную работу по специальности невелики.

И все же проблема статьи не в этом. И даже не в открывающем ее запеве:

Американская система привлекательна для многих ориентацией на практический успех. Германская известна качественной подготовкой специалистов ручного труда. Российская до сих пор сохраняет славу фундаментализма. Однако вот уже много десятилетий неизменно одной из лучших в мире признается система образования Великобритании.

Бог с ними, со странными выражениями насчет "ручного труда" (?!) и "фундаментализма"(?!). Оставим также в стороне сомнительные страноведческие сентенции типа "большая часть англичан проживает в коттеджах, где есть действующие камины, трубы и сегодня вполне функциональны, а профессия трубочиста актуальна". Но вот то, что как это нынче принято, автор (и редакция проблемного издания) не затруднили себя проверкой самых что ни на есть базисных цифр и фактов, напрочь подрывает доверие и ко всему остальному, даже и верному.

Несколько цитат - с моими пояснениями:

"Начинается образование с 2 — 3летнего возраста. Отметьте разницу: первый этап там считается образованием, и он обязателен. Поступление на следующие уровни предполагает экзамены: в начальную школу (с 7 — 8 до 13 лет), в среднюю школу (с 13 до 16 лет)".

Удивительно, сколько ошибок можно сделать в двух строках! Конечно же, ничего "обязательного" для 2-3-летнего ребенка нет. Они могут посещать nursery (типа детских яслей), но это на усмотрение родителей. Обязательное образование начинается с 4-5 лет. И ступени его совсем не такие, как указано выше. А именно: начальная школа (Primary School) включает две ступени - Infant School (до 7 лет) и Junior School (c 7 до 11). А средняя школа (Secondary School), соответственно, с 11 до 16. Уже несколько десятилетий как переход на следующий уровень вовсе не есть следствие "экзамена". Экзамены (лучше назвать их тестами) действительно есть, но они служат для контроля усвоения знаний (их результаты могут использоваться, если ребенок хочет поступить в частную школу, где конкурсный прием). А так все продолжают учиться - ведь сама же автор указывает, что среднее образование для всех обязательно. Только выпускные экзамены в средней школе (т.н. GCSE) служат индикатором, есть ли смысл получать высшее образование.

"После получения среднего образования сразу же отправляться за высшим невозможно, требуется пройти предуниверситетскую подготовку: одногодичный foundationcourse или двухгодичный Alevel. Поступление в вуз проходит без экзаменов, по результатам подготовительного курса, сейчас в основном через интернет".

Чрезвычайно неряшливая формулировка! Да, вступительных экзаменов в вузы нет (хотя и это утверждение требует некоторых комментариев, но бог с ними), но "результаты подготовительного курса" определяются все-таки по итогам экзаменов - выпускных в школах, где этот "подготовительный курс" проходится. И это очень суровые экзамены (письменные), оцениваемые не собственными учителями, а сторонними независимыми комиссиями. "Интернет" же (если он используется доя подачи документов) - это всего лишь замена почты.

"Среди школ частный сектор составляет 20%".

Откуда эта цифра? В Британии всего более 30 тысяч школ, а частных ("independent") - около 2500. И учится в них 7% школьников.

"Искусственно же поднять успеваемость сложно: действует двойная, а то и тройная система оценок. Школьникистуденты оценивают друг друга (групповая оценка), их знания и умения оценивают педагоги (внутренняя оценка), а также представители нескольких посторонних учебных заведений (внешняя оценка). 300 тысяч родителей составляют советы школ — вот еще мощная оценочная структура, общественная. Существует и государственная оценка, ее выставляет Агентство по обеспечению качества образования". (орфография сохранена)

Что "выставляет" и кому?... Здесь перепутано буквально все. Конечно же, ни "школьникистуденты", ни родители не уполномочены выставлять те оценки, которые являются значимыми (да и просто официальными). На промежуточных этапах (например, когда требуется представить в университет предсказания о будущих экзаменационных оценках) это делают свои педагоги, а на конечных - экзаменах - уже упомянутые выше сторонние "examination boards". А голоса "школьникистудентов" и родителей (оценивающих не успеваемость учащихся, а сами школы и университеты) могут быть учтены при составлении рейтингов учебных заведений (благо, они бывают разные и их немало).

"Стереотипом оказалось и представление о том, что высокое качество британского образования оплачивается из кармана пользователя. Так вот: до самых последних лет высшая школа для своих граждан оставалась бесплатной".

— Почему введена плата за обучение: государству не хватает средств?
— Нет. В последние 5 — 6 лет увеличивается количество денег, которые государство выделяет на образование.


Автор, как видим, полагает, что плата за высшее образование только что введена. Между тем, введена она давно, а с этого года в Англии эта плата увеличена (с 1175 до 3000 фунтов в год). Не говоря о том, что сам по себе приведенный выше диалог выглядит странно: конечно же, плата повышена именно потому, что выделяемых денег перестало хватать.

Я бы мог продолжать комментировать целый ряд других сомнительных утверждений, но, пожалуй, пора остановиться. Жаль!

Заметки Англофила

Tags: , , ,
Настроение: annoyed annoyed

21CommentReplyПоделиться

taki_net
taki_net
taki_net
Вт, 6 июн, 2006 18:02 (UTC)

Боже мой, а чего же Вы дали - Эксперт и так точностью не отличается, а по образовательной теме там пишут какие-то совсем странные люди (судя по предыдущим выпускам).


ReplyThread
valchess
valchess
Англофил
Вт, 6 июн, 2006 18:05 (UTC)

Так более продвинутого издания у меня для Вас нет. Не "МК" же цитировать!


ReplyThread Parent
donnerwort
donnerwort
donnerwort
Вт, 6 июн, 2006 18:05 (UTC)

Прошу учесть одно важное уточнение. Не журнал "Эксперт", а журнал "Эксперт-Урал"


ReplyThread
valchess
valchess
Англофил
Вт, 6 июн, 2006 18:07 (UTC)

Возможно, это важно для читателей бумажного варианта. А для тех, кто подобно мне, видит этот материал на заглавной странице Вашего сайта, среди других (и Вашего пера, и прочих зубров), это не самые интересные подробности.


ReplyThread Parent
rasemon
rasemon
Контрреволюционер
Вт, 6 июн, 2006 19:01 (UTC)

Конечно. Но это два разных журнала. Если Вы зайдете на заглавную страницу http://www.timesonline.co.uk/global/, то увидите там ссылки на The Times и The Sunday Times. Тем не менее вряд ли кто-то будет приписывать материал, опубликованный в Санди Таймс, непосредственно самой Таймс. Знаете, вот то, что как это нынче принято, автор не затруднил себя проверкой самого что ни на есть базисного факта, напрочь подрывает доверие и ко всему остальному, даже и верному. :)


ReplyThread Parent
prof_yura
prof_yura
Юрий
Вт, 6 июн, 2006 19:22 (UTC)

Да, вступительных экзаменов в вузы нет

Кажется, за исключением Оксбриджа и Уорика.


ReplyThread
valchess
valchess
Англофил
Вт, 6 июн, 2006 19:31 (UTC)

Это те самые "комментарии", требующие приведения деталей (в какие университеты, на какие специальности - и в Оксбридже не на все), от которых я воздержался.


ReplyThread Parent
nameless__one
nameless__one
Nameless One
Вт, 6 июн, 2006 19:50 (UTC)

Назвать величину 1175 в год нулём ("бесплатная высшая школа") - не такое уж большое отклонение от истины :)


ReplyThread
valchess
valchess
Англофил
Вт, 6 июн, 2006 19:56 (UTC)

Я-то с Вами согласен. Но как мы зс Вами знаем, мы в меньшинстве.


ReplyThread Parent
kredov
kredov
Фобофил
Вт, 6 июн, 2006 21:06 (UTC)

В сексуальном меньшинстве?


ReplyThread Parent
valchess
valchess
Англофил
Вт, 6 июн, 2006 21:46 (UTC)

В данном случае, в мифистском меньшинстве. К которому ты тоже принадлежишь.


ReplyThread Parent
mancunian
mancunian
Mr Sunglasses All The Time
Вт, 6 июн, 2006 20:37 (UTC)

3,000 с этого года, однако.


ReplyThread Parent
nameless__one
nameless__one
Nameless One
Вт, 6 июн, 2006 21:24 (UTC)

same


ReplyThread Parent
irene221b
irene221b
irene221b
Вт, 6 июн, 2006 20:45 (UTC)

Поступление на следующие уровни предполагает экзамены: в начальную школу (с 7 — 8 до 13 лет), в среднюю школу (с 13 до 16 лет)".

Можно было бы предположить, что она перепутала с графиком частных школ: prep с семи лет, и common entrance exam в 13, но скорее всего просто попала пальцем в небо. :-)


ReplyThread
valchess
valchess
Англофил
Вт, 6 июн, 2006 20:51 (UTC)

Скорее всего, она черпала информацию из разговоров. Которые записывала. Ну и потом при расшифровке детали забылись. А заглянуть в святцы, чтобы цифры проверить в голову не пришло.


ReplyThread Parent
igorm
igorm
IgorM
Вт, 6 июн, 2006 20:51 (UTC)
Я шучу

что высшее образование в Англии [условно] бесплатное, но на предоплате. Тут либо частная школа по полной программе, либо дорогой район возле хорошей государственной, то есть повышенная ипотека/rent.


ReplyThread
valchess
valchess
Англофил
Вт, 6 июн, 2006 20:55 (UTC)
Re: Я шучу

Да, это точно. Как и то, что проблема качества обучения зависит не столько от университета, сколько от школ. Все коллеги (включая тех, что преподают в элитных уни, отмечают: уровень студентов падает год от года. В математике - просто атас: у него "А", а он квадратное уравнение решить затрудняется.


ReplyThread Parent
kredov
kredov
Фобофил
Вт, 6 июн, 2006 21:20 (UTC)

Скоро русские авторы слова об Англии будут бояться сказать, благодаря тебе. Совсем затюкал соотечественегов.
Приехала девушка с Урала в Англию, поняла, сколько успела. Знающие люди уточнили. В результате родилось что-то вроде истины. Или ты хочешь, чтобы человек сразу выдавал кондицию? Как бы пошутили в КВН: "Песня об образовании в Англии. Слова союза писателей, музыка союза композиторов". Ты за такие тексты?


ReplyThread
valchess
valchess
Англофил
Вт, 6 июн, 2006 21:44 (UTC)

Да я уж перед девушкой все возможные реверансы сделал. Просто интересно: я, например, в своем жж (у которого читателей с нос того гроссмейстера, который муж американской программистки Ахшарумовой) перед тем, как некую цифру постить, лезу куда следует и ее проверяю. И за нее отвечаю. А люди пишут в СМИ со многими тысячами читателей. И абсолютно не парятся, чтобы что-то проверить. При том, что обычно такая проверка в наш интернетовский век - дело нескольких минут. Самое удивительное, что и многие читатели по этому поводу не переживают.


ReplyThread Parent
dr_antidote
dr_antidote
Antidote
Вт, 6 июн, 2006 23:08 (UTC)

вот поыетому-то она журналист в информ-изданиии, а вы жж-писатель :)


ReplyThread Parent

valchess
valchess
Англофил
Ср, 7 июн, 2006 00:34 (UTC)

Я, может, слишком размашисто выразил мысль. Естественно, речь шла как раз о том, что в ряде английских унивнрситетов наметилась тенденция отсутствия этого самого "должного уровня". И это становится проблемой. Возможно, в конкретном случае я мог быть и не прав.


ReplyThread Parent