?

Log in

No account? Create an account
Британия в цифрах - 17: экономические проблемы и карман потребителя - Albion and Beyond: Russian Anglophile's Observations
Links My official Web page / National Centre for Computer Animation / HyperFun Project / KasparovChess / CrestBook / ChessPro / Daily Dirt / 64 / BBC / Daily Telegraph / Times / National Statistics / IMDb / Искусство кино / Lenta.ru / Полит.ru / Спорт: день за днем / Спорт Сегодня Ноябрь 2018
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Чт, 22 май, 2008 18:02
Британия в цифрах - 17: экономические проблемы и карман потребителя

Долгое время - практически с середины 90-х - Альбион мог похвастаться (и хвастался - во всяком случае устами ответственных лиц) весьма здоровой экономикой, что сопровождалось повышением стандартов уровня жизни населения. Кажется, однако, что этот период заканчивается. На прошлой неделе с весьма мрачным прогнозом выступил глава Банка Англии Мервин Кинг (Mervyn King). И по должности, и по причине независимого от правительства статуса его оценки считаются объективно отражающими реальность, и к ним весьма прислушиваются. Ну и СМИ, как им и положено, тут же очень конкретно расписали, что сделанные оценки и прогнозы означают для населения. В этом посте я приведу основные цифры, характеризующие нынешнюю и прогнозируемую экономичекскую реальность - включая цифры роста цен на входящие в потребительскую корзину продукты питания, транспорт и т.п.

Итак, мистер Кинг так и заявил: "The nice decade is behind us" (хорошее десятилетие подошло к концу). Причем, тут есть игра слов: "nice" - это не только эпитет "хороший", но и аббревиатура выражения "non-inflationary consistent expansion". Т.е. десятилетие безинфляционнного устойчивого роста экономики закончилось. Целевой показатель инфляции не должен превышать 2%. Однако, в мае он достиг максимума за последние 6 лет - составил 3%, скакнув только за последний месяц аж на 0.5% . Прогноз на конец 2008 года - 3.7%, причем не исключается и переход за 4-х процентную отметку. Это речь о т.н. Индексе Потребительских Цен (Consumer Price Index), который предпочитает использовать правительство. Если же говорить о другом инфляционном показателе - Индексе Розничных Цен (Retail Prices Index), который учитывает жилищные расходы (и потому лучше отражает реальность для многих семей, имеющих ипотечные кредиты), то его значение (в апреле) составило 4.2% - на 0.4% выше, чем в марте. Что же касается показателей экономического роста, то прогноз на этот год - 1% (3% было в 2007 году). Кинг даже упомянул об опасности рецессии (которая официально наступает, если случилось два квартала подряд отрицательного роста) - последний раз она была зафиксирована в 1991 году.

Соответственно, населению предлагается быть готовым затянуть пояса потуже - увеличение зарплат не будет поспевать за ростом цен, и реальный годовой доход среднестатистической семьи будет в этом году на £600 меньше, чем в прошлом.

Газета Daily Mail, основываясь на цифрах, поставляемых из государственного Office for National Statistics и независимого mySupermarket.co.uk считает т.н. Daily Mal Cost of Living Index (т.е. индекс стоимости жизни). По сравнению с маем 2007 года он увеличился на 19.7% - т.е. всего лишь за год жизнь стала дороже на одну пятую! При среднестатистических расходах семьи на еду в £100 в неделю это в пересчете на год означает увеличение почти на £1000. Если добавить обязательные (т.е. их нельзя избежать) расходы на муниципальный налог, ипотеку, бензин и электричество, то средняя семья будет платить на £2200 больше, чем в расчете на предыдущий год. Прогноз на увеличение цен на газ и электричество на этот год - 15%.

Что касается рынка жилья, то (данные из сегодняшней Times, поставленные the Council of Mortgage Lenders) в этом году ожидается падение цен на жилье на 7% (хотя это очень зависит от района), а объем продаж жилья уменьшится на 35%: ожидается около 770,000 сделок - как во времена жилищного кризиса в середине 70-х прошлого века. Количество ипотечных кредитов на покупку жилья (включая перезакладывание) упадет на 16%. На 22% упадет рынок buy-to-let кредитов.

Ниже я привожу таблицу, опубликованную в Daily Mail и показывающую цены и их изменение за прошедший год на входящие в типичную потребительскую корзину основные продукты питания, напитки и транспорт (включая цены на бензин и автостраховку). Думаю, даже не знающим английский язык будет все понятно. Так, цена на хлебо-булочные продукты (включая печенье и всякого рода хлопья и мюсли, столь здесь популярные) повысилась за год на 8.5% (буханка белого хлеба - на 20.3%, рис - на 61.1%), на говядину - на 17.1% и т.д.

Напомню, что в фунте - 100 пенсов: 1£ = 100 p (pence). По нынешнему курсу 1£ = 1.97$ = 46.5 руб.





Британия в цифрах

Tags: , ,

20CommentReply

nameless__one
nameless__one
Nameless One
Чт, 22 май, 2008 17:28 (UTC)

Нда, ещё одно подтверждение того что все эти индексы инфляции - статистическое шаманство. В лучшем случае - добросовестный компромисс, в худшем - подгонка под известный заранее ответ.


ReplyThread
valchess
valchess
Англофил
Чт, 22 май, 2008 18:28 (UTC)

Для Вас, который понимает в экономике больше, чем такой чайник как я, наверное, эта мысль очевидна. А можно ее хоть чуть развернуть?


ReplyThread Parent
nameless__one
nameless__one
Nameless One
Чт, 22 май, 2008 18:46 (UTC)

Ой, не стоит это про чайников.

Развернуть достаточно просто. Индекс инфляции как отражение роста цен - это та самая средняя температура по больнице. Добросовестные попытки сравнить цены двух разных периодов приводят к такому количеству совершенно неразрешимых вопросов что попытка получить просто некое число - гигантский компромисс по определению.

Моя специализация - finance и с эконометрикой я знаком только косвенно, но я читал некоторые работы где перечисляются проблемы с нынешними инфляционными индексами.

Приведу такой (условный) пример. Корзина питания руританца в прошлом году состояла из 100 кг рыбы и 100 кг мяса в месяц. И то и другое стоило один тугрик за кг. В этом году мясо подорожало до 10 тугриков за килограмм, а рыба стоит столько же. Какова у нас инфляция? (100*10+100*1)/(100*1+100*1)-1=450%? А если мы знаем что руританцы перестали покупать мясо и едят только рыбу (и ещё немножко глодают кору с деревьев)? И т.д. и т.п. Без детального объяснения как именно мы учитываем эту и подобные ей проблемы один инфляционный индекс будет чистой абстракцией.

В приведённом вами тексте как минимум три разных величины, которые по идее должны отразить рост цен. И это не по причине чьей-то недобросовестности.

Хотя как только инфляционные индексы начинают входить в условия договорённости между субъектами (государством и профсоюзами, пенсионерами etc.) - это придаёт гигантский импульс именно к недобросовестности.

Edited at 2008-05-22 19:00 (UTC)


ReplyThread Parent
valchess
valchess
Англофил
Чт, 22 май, 2008 19:37 (UTC)

Но если эти инфляционные индикаторы используют серьезные люди, и более того - следует реакция на, скажем, превышение того же target для Consumer Price Index - в виде, скажем снижения ставки, что имеет очень реальные последствия для всей экономики - то что это значит: что более достоверного индикатора нельзя придумать в принципе - или что все играют в некую большую игру, имеющую мало отношения к реальности?

Вопросы, все-таки, именно чайника - т.е. индивида без экономического образования.


ReplyThread Parent
ruat
ruat
Истории о деньгах и людях
Чт, 22 май, 2008 22:07 (UTC)

На самом деле, задача еще сложнее, чем описывает комментатор выше. Главная проблема в деле определения CPI и прочих индексов - составление устойчивой к изменениям базовой корзины. Скажем, включать ли в корзину айпод? или просто "нечто, издающее музыку"? если включать автомобиль, то какой? даже за 5-7 лет автомобили качественно меняются, не говоря уже о компьютерах. а всё это надо учитывать при подсчете инфляции.

поэтому, как правильно говорит товарищ, индекс - это плод компромиссов, и ничего кроме компромиссов по большому счёту он не содержит. но тут есть и преимущество: при достаточно широкой базе для построения индекса ("корзине") содержание самого индекса перестает играть существенную роль, важным становится его изменение, которое в некотором приближении показывает изменение ситуации в реальной экономике. причем самое интересное то, что основным (по кр. мере, в США) считается core CPI - индекс без учета продуктов и топлива. именно потому, что цены на продукты и топливо подвержены резким колебаниям - и не только сезонным, но и более длительным. все очень быстро забыли, что и нефть, и хлеб, и молоко могут дешеветь. и подешевеют.

т.е. экономическая сущность "инфляционных индексов" - не демонстрация того, насколько конкретно изменились цены по каждому товару или расходы каждого конкретного человека, а отражение объективной экономической ситуации с расходами (людей или предприятий) в целом по стране. общая структура расходов в нормальном государстве (не во время войны, не после революции и т.п.) в первом приближении на протяжении нескольких лет обычно остается более-менее стабильной. используя тот же пример, важно, сколько человек тратит на "удовлетворение потребности в звуковом сопровождении жизни", а не на айпод или уокман. и в общем списке содержимого корзины доля этого элемента (как и любого другого) настолько мала, что даже довольно грубая ошибка в его определении будет незаметна, да ещё и компенсируется другими ошибками.

в результате получается забавная вещь. индикатор, который нельзя приложить ни к чему конкретному, показывает общее состояние (в данном случае) потребительского рынка в его ценовой части. это как жесткий диск вашего компьютера. на микроуровне это крайне, сумасшедше неустойчивая штука, которая работать в принципе не может. но на макроуровне все мелкие неустойчивости взаимно компенсируются и получается относительно устойчивый прибор, который ломается не раз в секунду, а раз в несколько лет.


ReplyThread Parent
valchess
valchess
Англофил
Пт, 23 май, 2008 00:07 (UTC)

Спасибо. Очень ясно изложено.


ReplyThread Parent
smotrov
smotrov
Александр Смотров
Пн, 16 июн, 2008 23:01 (UTC)

Кстати, не знаю, как в России, но вот британская потребительская корзина достаточно динамично изменяется, отражая социальные и потребительские тенденции
Какое-то время назад я писал текст на эту тему:
http://www.rian.ru/society/20080317/101534069.html


ReplyThread Parent
nameless__one
nameless__one
Nameless One
Пт, 23 май, 2008 11:21 (UTC)

superinvestor верно отметил про проблемы с индексами

я, правда, не так оптимистичен насчёт регулирования экономики на основании инфляционных индексов "умными людьми"

Там, кстати, связь обратная - снижение ставки (которое по сути своей является печатанием необеспеченных денег) приводит к росту цен. Соответственно, ответственный регулятор должен в какой-то момент остановиться чтобы не привести к гиперинфляции. Сейчас ситуация в UK именно такая - Банк Англии объявил что дальше снижать ставку они не могут.

Приводя аналогию, тот факт что ЦБ может жахнуть по денежной системе кувалдой и сломать её - ещё не значит что они контролируют ситуацию. Некоторое время назад я набрёл на интервью с Гринспэном, в котором он по сути высказывает эту же позицию. А ведь его трудно заподозрить в недопонимании роли центральных банков.

Если интересно - вот тут http://www.youtube.com/watch?v=ZjMQG3qUFKo , начиная с конца пятой минуты.


ReplyThread Parent
valchess
valchess
Англофил
Пт, 23 май, 2008 15:38 (UTC)

Да, посмотрел, спасибо. Весьма любопытно.


ReplyThread Parent
smotrov
smotrov
Александр Смотров
Пн, 16 июн, 2008 23:07 (UTC)

В Британии всё-таки расходы на питание составляют не очень большую часть расходов в целом, поэтому и 15-20-процентное повышение цен на продукты на инфляции отражается не так сильно
В России же это намного более чувствительный удар по бюджету граждан

Но даже с учётом этого я не понимаю, почему индексы на таких низких показателях, ведь дорожают не только продукты, но и транспорт, различные услуги, членские взносы в спортклубы и другие организации, повышается арендная плата и коммуналка. Словом, практически все основные расходы среднего индивида. Я даже вот так сразу и не скажу, что подешевело в Британии за последний год. Разве что автобусы/трамваи в Лондоне на 10 пенсов (10%)...


ReplyThread Parent
nameless__one
nameless__one
Nameless One
Вт, 17 июн, 2008 08:27 (UTC)

компьютеры дешевеют :)


ReplyThread Parent
valchess
valchess
Англофил
Вт, 17 июн, 2008 17:09 (UTC)

И мне непонятно. Высказался на эту тему сегодня вновь.


ReplyThread Parent
smotrov
smotrov
Александр Смотров
Вт, 17 июн, 2008 17:50 (UTC)

и я :)
http://smotrov.livejournal.com/25492.html


ReplyThread Parent
hasid
hasid
hasid
Чт, 22 май, 2008 18:56 (UTC)

да, по многим позициям подешевле продукты будут, чем в Москве.


ReplyThread

(Anonymous)
Чт, 22 май, 2008 19:21 (UTC)

Я в этом году не делал сравнение москвы/лондона. Но завтра утром прикину. Уже вижу, что очень весело.


ReplyThread

(без темы) - (Anonymous)
valchess
valchess
Англофил
Пт, 23 май, 2008 15:45 (UTC)

Так Вы там привычные! А здесь народ как-то отвык от таких проблем.


ReplyThread Parent
pappadeux
pappadeux
Severin Pappadeux
Ср, 9 июл, 2008 05:54 (UTC)

> £100 в неделю это в пересчете на год означает увеличение почти на £1000

100 в неделю это 5200 в год


ReplyThread
valchess
valchess
Англофил
Ср, 9 июл, 2008 08:46 (UTC)

Невнимательно читаете. И цитировать лучше всю фразу:

При среднестатистических расходах семьи на еду в £100 в неделю это в пересчете на год означает увеличение почти на £1000.

Т.е. "100 в неделю" - это не увеличение расходов (как Вы полагаете), а сами расходы. "5200" - это расходы за год. А вот "1000" - будет их увеличение.


ReplyThread Parent
pappadeux
pappadeux
Severin Pappadeux
Пт, 11 июл, 2008 21:55 (UTC)

извиняюсь, недопонял...


ReplyThread Parent
valchess
valchess
Англофил
Сб, 12 июл, 2008 11:38 (UTC)

Бывает!


ReplyThread Parent