?

Log in

No account? Create an account
Лондонский театр и его экономика - Albion and Beyond: Russian Anglophile's Observations
Links My official Web page / National Centre for Computer Animation / HyperFun Project / KasparovChess / CrestBook / ChessPro / Daily Dirt / 64 / BBC / Daily Telegraph / Times / National Statistics / IMDb / Искусство кино / Lenta.ru / Полит.ru / Спорт: день за днем / Спорт Сегодня Ноябрь 2018
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Пт, 13 фев, 2009 19:48
Лондонский театр и его экономика

На дворе - кризис. Но есть отрасль в Альбионе, которая (во всяком случае, пока) прекрасно себя чувствует. Только что организация под названием the Society of London Theatre (SOLT) опубликовала свой ежегодный отчет о достигнутых в 2008 году показателях посещаемости и выручки для 52 театров, расположенных в центральном районе Лондона, известном как West End - хотя стоит добавить, что, строго говоря, некоторые из этих театров географически находятся вне этого района. Традиционно ссылка на West End подразумевает "коммерческие мэйнстримовые" театры, находящиеся в частном владении (например, знаменитый композитор Эндрю Ллойд-Уэббер имеет в собственности несколько крупных заведений) и не получающие дотаций из казны. Однако, есть несколько театров (такие как National, Royal Court, Almeida and Donmar Warehouse), которые не являются чисто коммерческими, но считаясь "национальным достоянием", получают вспомоществование от государства (в частности, гранты от общенациональной лотереи) и при этом де-факто входят в систему West End (включая отчет, о котором речь).

Вот карта West End Theatres (в более презентабельном виде карту театрального Лондона можно посмотреть здесь):



Разумеется, в Лондоне есть множество других театров (их часто объединяют под названием Off West End). Именно там можно найти артхаузные, а то и экспериментальные постановки (которые иногда, в случае подтверждения коммерческого потенциала, переносятся в один из театров West End). Вот я - несколько преувеличивая - завсегдатай одного из таких театров (поминал его недавно) - Finborough. Весь зрительный зал (со сценой) - это комната (располагающаяся над пабом), где количество зрителей - не более сорока (а на некоторых постановках бывает и меньше). Стандартная цена билета - 13 фунтов. А вот Victoria Palacе Theatre (коего я завсегдатай - без всяких преувеличений) вмещает около 1500 зрителей, и основная масса билетов там - 60 фунтов. Разница в возможных доходах огромна (замечу, что Finborough не получает дотаций и живет исключительно на пожертвования "друзей театра"), как, впрочем и в расходах. В Finborough спектакли обычно прокатываются в течение месяца, а в Victoria Palacе уже 4 года идет один и тот же мюзикл. Два мира - два Шапиро!..

После традиционно затянувшегося вступления оглашу, наконец, основные цифры, характеризующие экономику West End в 2008 году.

Количество посещений (т.е. проданных билетов) этих театров исчислилось в 2008 году цифрой почти в 14 миллионов (точная цифра - 13,807,286 - что на 176,476 т.е. примерно на 1%, больше, чем в предыдущем, 2007 году, до того считавшемся рекордным - по сравнению с 2006 г. увеличение тогда составило 1.3 mln посещений!).

Денежный доход от продажи билетов немного не достиг полумиллиардной (в фунтах) суммы, составив £480,563,674 (увеличение на 3% по сравнению с 2007 г., когда доход составил £469,729,135, в 2006 г. было £400,802,809). Только налог на добавленную стоимость (пошедший в казну) составил более £70 mln! Нетрудно посчитать, что средняя цена одного билета - около 27 фунтов. Самые дорогие билеты традиционно - на балет и оперу, затем следуют мюзиклы и только за ними - драматические спектакли. Значительная часть билетов, впрочем, продается с разного рода скидками (хотя многие - покупаемые через агенства - и с наценкой, иногда фунтов в 15).

По жанрам: по сравнению с предыдущим годом доход от мюзиклов увеличился на 1%, от драматических спектаклей упал на тот же 1%, а от других представлений (танцы, балет, опера, etc). возрос на 5%.

Правда, есть мнение, что особо почивать на лаврах лондонской театральной индустрии в это напряженное время все же не стоит: так, достижению рекордных показателей способствовали, во-первых, непривычно успешные продажи билетов в самом конце года, в рождественские каникулы; а во-вторых - рекордные результаты предварительных продаж на мюзикл Oliver! в театре Theatre Royal Drury Lane - еще до его официального открытия в середине января (previews стартовали 18 декабря) было продано билетов на сумму в 15 миллионов фунтов. К слову, сама чрезвычайно масштабная постановка (одних детей занято 50 человек в каждом спектакле, и имеется три детских состава - а участие детей чрезвычайно удорожает постановку) обошлась примерно в £5 mln. Не факт, что такое повторится в 2009 году.

Полные данные за 2008 год еще не опубликованы; тем не менее приведу несколько интересных цифр, относящихся к прошлым годам - не думаю, что они принципиально изменились.

Посещаемость спектаклей в зависимости от жанра:



Как можно видеть, добрые две трети всех визитов в театр пришлись на мюзиклы - непривычная ситуация для московского театрального контекста. Популярность мюзиклов как самого массового театрального зрелища все возрастает (хотя бывают и провалы: наиболее громкий в 2008 году - дорогостоящая постановка "Унесенных Ветром", которую пришлось закрыть после 79 представлений). Этой популярности нимало способствовали чрезвычайно успешные телевизионные шоу, где в формате "Фабрики звезд" с участием професионального жюри и зрителей отбирались исполнители главных ролей на мюзиклы "Sound of Music", "Joseph and the Amazing Technicolor Dreamcoat" и "Oliver!". Не всем это нравится: скажем, знаменитый актер Кевин Спейси, являющийся худруком старинного драматического театра Old Vic, публично обвинил корпорацию BBC в бесстыдном промоушене коммерческого жанра - вместо того, чтобы искать формы пропаганды более высокого искусства.

Кто же посещает лондонские театры? Грубая оценка такая: одна треть всех посещений пришлась на жителей Лондона, другая треть - на жителей Британии, и последнюю треть составили туристы из других стран (чуть менее половины из них - американцы).

Следующий график показывает, как менялись посещаемость и доходы от продажи билетов за последние 23 года. Из него, в частности, видно, что стоимость билетов росла значительно быстрее, чем посещаемость.



P.S. Аналогичный отчет за 2008 год опубликован и для другого главного игрока мировой театральной сцены - Broadway. Нью-йоркские цифры, кстати, очень близки к лондонским: доход от продажи билетов составил $940,871,190, количество проданных билетов составило 12,319,902, а заполняемость залов составила 75.6%. Эти цифры немного выше, чем достигнутые в предыдущем, 2007 году. Однако, настроение на Бродвее несколько менее радужное: уже в январе там закрылись сразу 13 постановок, причем некоторые их них скоропостижно. И прогнозы не внушают оптимизма - возможно потому, что и зарплаты артистов, и затраты на постановки на Бродвее традиционно намного выше (так, недавний - и очень успешный - запуск мюзикла "Billy Elliot" обошелся тамошним продюсерам в $20 mln, в то время как в Лондоне 4 года назад тот же спектакль стоил чуть больше £4 mln).

Tags: , , ,

CommentReply