Англофил (valchess) wrote,
Англофил
valchess

Categories:
  • Music:

Мои публикации на сайтах Крестбук и Полит.ру

Две новых публикации. Одна, впрочем, не совсем новая - все та же статья, которая была сначала напечатана в "ТрВ" (в двух разных версиях - печатной и интернетовской), теперь опубликована и на Полит.ру: Мировой рейтинг и российские эксперты - с некоторыми изменениями и дополнениями (впрочем, уже знакомыми тем, кто видел два моих предыдущие поста в жж). На обоих сайтах появились отклики. Впечатление от которых у меня сложное... Но вообще показательно, что материал вызвал такой интерес (а ректору МГУ, поди, уже икается)...

А на шахматном сайте Crestbook опубликована "КС-конференция с Генной Сосонко" (часть 1, часть 2) - плод нашей с Генной весьма напряженной и долгой работы (хотя, конечно же, моя роль была сугубо вспомогательной). Думаю, уже не только интересующиеся шахматами мои френды знают о моем проекте "КС-конференций" - известные в шахматном мире деятели отвечают на вопросы любителей шахмат в некоем специальном формате. В результате получаются интервью не просто большого объема, а раскрывающие фигуранта буквально со всех мыслимых сторон. Последний раз в жж я рассказывал о КС-конференции легендарной Юдит Полгар.

И вот - Генна Сосонко. Не все слышали? А зря! Его конференция получилась совершенно непохожей на предыдущие. Потому что и человек непохожий. Ни на кого. Сорок лет назад он, будучи малоизвестным ленинградским шахматным мастером (тренировавшим, впрочем, Таля и Корчного), эмигрировал и осел в Голландии. Где не только конвертировался из Геннадия Борисовича в Генну, но и очень быстро вошел в число сильнейших гроссмейстеров мира: хотя на титул чемпиона мира никогда не претендовал, но выиграл несколько очень крупных турниров. Однако, гроссмейстеров даже такого элитного уровня шахматы знали немало; а вот Генна - он такой один. Дам слово Гарри Каспарову:

"Сосонко видится мне сегодня бесспорным пишущим шахматистом «номер один»... Он смог стать по-настоящему свободным человеком, подняться над схваткой, над условностями шахматного мира. Очень важно, что он превосходно знает этот мир и сам является его неотъемлемой частью, однако именно занятая им позиция независимого наблюдателя, зорко подмечающего и хорошее, и плохое, делает его рассказы такими насыщенными и увлекательными. Его портреты – это не журналистика, а литература... Хвала Генне, что он сумел... создать стиль повествования, доставляющий подлинное наслаждение даже самому взыскательному читателю. Хочу пожелать ... как можно дольше продолжать делать то дело, которое он делает лучше всех в мире»."

Да, Генна - писатель-эссеист, глазами которого наши потомки будут смотреть и на великих чемпионов прошлого, и вообще на бытование шахмат и шахматистов в общем контексте жизни, на специфическую культуру и очень особенную жизнь шахматного сообщества второй половины 20 века (в основном), неотделимую, впрочем, от жизни вообще (а особенно - советской). Книги изданы на многих языках, прежде всего, конечно, на русском и английском. Это свое дело, присоединюсь к мнению Каспарова, он делает не просто на очень высоком литературном уровне, а и лучше всех в мире. В его эссе нет (почти нет) шахматных ходов и диаграмм, так что и читают его отнюдь не только шахматисты.

Вот такой необычный фигурант. Объем получившейся конференции очень немаленький. Там есть, конечно, специфически шахматные куски. Но большая часть, думаю, будет интересна и тем, кто просто интересуется литературой или хочет узнать о многих аспектах жизни, преломленных через весьма особенную оптику. Оптику, в том числе, отражающую и внутреннюю жизнь незаурядного человека с необычной биографией. Конференция иллюстрирована большим количеством уникальных фотографий автора с его друзьями-персонажами (среди них - Ботвинник, Эйве, Таль, Корчной, Бронштейн... - и, к примеру, Майя Плисецкая и Марис Янсонс). Как говорит сам Генна, подводя итоги конференции: "Непросто говорить о себе, тем более, что среди вопросов были такие, ответы на которые я и сам не знаю. Когда рабби не знает, что ответить на вопрос, он говорит обычно: «Let me tell you a story”, иными словами, рассказывает истории. Надеюсь, что истории, мной рассказанные, были по крайней мере интересными." Да, попутно рассказано немало "историй", имеющих самостоятельную литературную ценность...

Мы предварили конференцию публикацией на КрестБуке одного из очерков Г. Сосонко под названием "Carus Amicus". Это очерк о шахматном мастере и предпринимателе Сергее Николаеве. Если это имя вам ничего не говорит, то, я думаю, скажет другое: "якут-шахматист". Под таким, с позволения сказать, мемом этот трагически погибший человек вошел в коллективное сознание, в том числе и в жж. И я знаю об этом не понаслышке. 4 года назад, сразу после новости об убийстве, у меня появился пост "Когда нет слов". Ни до, ни после у меня не было такого потока "читателей" (многие и многие тысячи), в том числе очень специфического, прости Господи, националистического дискурса. Я даже был вынужден закрыть на несколько дней журнал для комментариев. Прошло время, убийцы были найдены и осуждены. Но о личности С. Николаева, полагаю, за пределами шахматной среды мало кому что известно. А человек был нетривиальный. Вот Генна о нем и рассказывает.

А что касается КС-конференции, то некоторые суждения нашего героя (например, о состоянии российской журналистики или о малоизвестном эпизоде шахматной истории начала 50-х годов с участием НКВД) уже вызвали дискуссии в шахматной среде (и я сам вступил в спор с гроссмейстером и журналистом Д. Кряквиным). Полагаю, этому материалу суждена долгая жизнь, и я нисколько не жалею о времени, потраченном на работу над ним (тем более, что общаться с Генной - одно удовольствие).

free counters
Tags: Литература, Ценности, Шахматы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments