?

Log in

No account? Create an account
Многозначительная Россия - 34: террор и пропаганда -2 - Albion and Beyond: Russian Anglophile's Observations
Links My official Web page / National Centre for Computer Animation / HyperFun Project / KasparovChess / CrestBook / ChessPro / Daily Dirt / 64 / BBC / Daily Telegraph / Times / National Statistics / IMDb / Искусство кино / Lenta.ru / Полит.ru / Спорт: день за днем / Спорт Сегодня Сентябрь 2018
 
 
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
 
 
 
 
 
Ср, 15 сент, 2004 17:22
Многозначительная Россия - 34: террор и пропаганда -2

Продолжаю излагать свои отпускные media-впечатления, особенно в контексте событий в Беслане. О пропагандистских антизападных усилиях российского телевидения я уже высказался (и возможно, выскажусь еще). Но ведь есть еще и газеты. Принято считать, что если телевидение действительно последнее время работает под жестким государственным контролем, то проблемы со свободой слова в газетах (не говоря об Интернете) нет. С этим нельзя не согласиться, но проблема все же есть. Дело в том, что аудитория качественной прессы и Интернета (где при желании легко найти самые разные точки зрения) в масштабах страны невелика (это буквально несколько процентов населения). А ведь есть массовые издания, которые читаются обычными людьми за пределами Садового Кольца. Что же они пишут?

В процессе написания предыдущего постинга я хотел было посмотреть на материал М.Леонтьева в "Еженедельном Журнале". Перепутав одну букву, попал на сайт "Экспресс-Газеты". По моим понятиям это классическое желтое издание до недавних пор вообще о политике не писало. Теперь - не так: прямо на титульной странице рядом с заголовками типа «Сын Берия продает бивень отца» и «Жена Марата Башарова от ревности чуть не родила» обнаружился и такой: "Парад Уродов" с говорящим подзаголовком "Правозащитники в России существуют только для того, чтобы оправдывать убийц детей". Круто!

Сама же статья выстроена фундаментально: помимо текста автора - некоего Виталия Стрельникова - (приведу только заголовки подразделов статьи - "Брежнев был прав?", "Защитники палачей ", "Привет от Березовского"), здесь есть и "Комментарии Специалистов" - полковника Службы внешней разведки ("Когда конгресс принимал последний бюджет США, несколько сенаторов выступили с заявлением, что финансирование российских правозащитных организаций при любых обстоятельствах не должно быть урезано") и кинорежиссера Говорухина ("Все наши правозащитники на службе у Запада. И никогда не защищали интересы граждан"), фотографии правозащитников (с замечательными подписями - "ВЛАДИМИР БУКОВСКИЙ: диссидент со стажем. Скрывается в Англии. Уже лет 10 безуспешно предрекает гибель России" или "ЮРИЙ ОРЛОВ: глава Московской хельсинкской группы. Прячется в Америке. Очень переживает, что народ поддерживает Путина") и даже - как у больших! - "Справка" ("В России сегодня орудуют более 1800 правозащитных организаций").

Не откажу себе в удовольствии привести такой абзац:

Швейцарский посол в России недавно на пресс-конференции подтвердил, что его правительство через ассоциацию «Дорога свободы» финансирует 34 российские правозащитные организации. Почему именно Швейцарию так волнуют нарушения прав человека в России? Этой лукавой стране крайне важно, чтобы оборот денег, идущих через печально знаменитые швейцарские банки, не сокращался. А для этого нужно блюсти интересы клиентов, будь то Пентагон, ЦРУ или граждане России, скрывающие капиталы от налогов. Поэтому тайна банковских вкладов в Швейцарии - понятие святое. И неудивительно, что деньги нашим правозащитничкам приходят именно из этой страны.

Смех-смехом, а написано, как видим, доходчиво и - надо полагать - со знанием своего читателя, которые, кстати, статью активно обсуждают.

Но это - - в английских терминах - low-market, где тормоза (не говоря о совести) не предусмотрены. Вот в самолете я после долгого перерыва взял в руки "Комсомольскую Правду", которая относится к mid-market (т.е. по идее соблюдает приличия). И обнаружил там, во-первых, такую любопытную подпись под "фото с экрана телевизора" (в углу "фото" - логотип "Вестей"): "Британцы считают, что наиболее правдиво события в Беслане освещали российские телеканалы" ("британцы" - ?!), а во-вторых - еще более любопытную статью известного политолога Александра Ципко "Государственный переворот в России не состоится" с говорящим подзаголовком "Нельзя связывать чудовищные преступления, совершенные в Беслане, всецело с исламским, арабским терроризмом". В статье подробно объясняется, с кем эти преступления надо "связывать": зверства, учиненные «отморозками»-самоубийцами в Беслане, помогли только Бушу-младшему. Теперь он точно изберется на второй срок. И далее:

Но все же, и теперь это уже очевидно, гибель и муки невинных детей в Беслане вызваны прежде всего борьбой за власть в России. Рейд на Беслан совершался прежде всего для дискредитации Путина и его команды, для обеспечения политического реванша «западников», либералов, которых он все эти годы отодвигал от власти. Теракт, совершенный в Беслане, принадлежит исламскому, арабскому миру только по форме, по технологии. По содержанию и по своим политическим целям теракт в Беслане является всецело российским явлением. Он был организован и совершался прежде всего гражданами России, и он был на руку политическим силам, которые хотят возвращения тех высот власти, которыми они обладали при Ельцине, и прежде всего в СМИ, на телевидении, для захвата силовых структур, где сидят люди Путина, для кардинальной смены курса Путина на восстановление суверенитета и державности в России.

... Но неужели безопасность в стране станет выше, если мы поддадимся на эмоции либералов и окончательно разоружим службы безопасности? Неужели наши либералы или их дети смогут идти под пули и, рискуя жизнью, выносить людей из-под огня, как это делали бойцы спецназа, которых ненавидят публицисты либерального происхождения? Неужели наше государство и службы безопасности станут более эффективными, если ими начнут руководить те, кто призывает очистить нашу элиту от выходцев из спецслужб и даже борьбу с наркотиками предоставить другим, гражданским лицам, то есть представителям либеральных партий.

... Не дождетесь! Хотя о счастье и радостях в эти дни траура говорить неприлично, но все же я не могу не сказать. Господа, успокойтесь. Ничего не получится. Народ прекрасно видит, что действительно власть слаба и по крайней мере сейчас неэффективна, но он уже понимает, что любая перемена власти, любая очередная перетряска служб безопасности ни к чему, кроме усугубления ситуации, не приведет. Наши «борцы за свободу и права человека» потеряли чувство реальности. Неужели они не понимают, что ни армия, ни службы безопасности, ни региональные элиты не допустят возвращения к власти либералов из команды Ельцина?... не надо отвлекать общество на радикальные, либеральные проекты. Не надо требовать от власти, от общества то, что в принципе невозможно, что может разрушить и без того слабые основания нашего социума. Надо понимать, что мечта о либеральном реванше не просто утопична, но и губительна.


Здесь поражает не только уровень мышления (чего стоит пассаж о Буше) и бесстыдство сведения под шумок трагедии счетов с идеологическими противниками (со "счастьем и радостью") , но и, что называется, "лексика и фразеология" (разве что без "ничтоже сумняшеся" обошлось), очевидно не забытые бывшим ответственным сотрудником ЦК КПСС. Само собой, альтернативной точки зрения не представлено.

Вывод: Власть (или ее компетентные органы) вполне восстановили пропагандистскую мощь истинно советского толка, и частная собственность на издания (обе газеты издаются потанинским "Проф-Медиа", как, кстати, и "Известия", которым, видимо, придется дрейфовать в том же направлении) здесь не препятствие. Действуют они умно, ориентируясь на многотиражные издания, которые и читает "электорат" (вряд ли ошибусь: тираж и "Экспресс-газеты", и "Комсомолки", широко распространяемых и в регионах, превосходит совокупный тираж основных качественных изданий). Если же к общефедеральным изданиям добавить местную прессу (которая, как правило - смесь местного лизоблюдства с глобальной желтизной), то картина будет вполне закончена. Ну, а внутри Садового Кольца желающие могут предаваться интеллектуальному она наслаждению от разных и нетривиальных точек зрения. Пока могут...

Многозначительная Россия

Настроение: cynical cynical

8CommentReply

object
object
Вагиф Абилов
Ср, 15 сент, 2004 16:43 (UTC)

С одной стороны, ужас - читать эти творения Ципко. С другой - на этот уровень дискуссии он вышел уже давно и прочно его держит.

Ну а насчет переизбрания Буша - это еще посмотреть надо.


ReplyThread
valchess
valchess
Англофил
Ср, 15 сент, 2004 16:47 (UTC)

Согласен. Но показательна вновь появившаяся востребованность деятелей типа этого Ципко.


ReplyThread Parent
nameless__one
nameless__one
Nameless One
Ср, 15 сент, 2004 19:51 (UTC)

Знаете, Валерий, при всей точности описания симптоматики, мне кажется что вы не совсем правы в выводах. При прочтении последнего абзаца так и представляется заседания людей в погонах где-то в подвалах Лубянки с речами в духе "Ну вот, а теперь двинем нашу идею и через жёлтую прессу тоже."

Мне почему-то кажется что содержание тех статей вполне соответствует и умонастроениям главного редактора и его попыткам угадать умонастроения совей аудитории. Увы.


ReplyThread
kbeloz
kbeloz
Konstantin Belozerov
Ср, 15 сент, 2004 20:01 (UTC)
Да, увы.

Мое мнение можно учитывать :-) - это действительно мнение большинства.
Не стал бы устраивать гипербол насчет "Садового кольца" - но мнение, отличающееся от озвученного уважаемым хозяином - это мнение исключительно городов-милиионников, и то не всех и не полностью (хотя очень заметной частью населения в милиионниках, я думаю).


ReplyThread Parent
kbeloz
kbeloz
Konstantin Belozerov
Ср, 15 сент, 2004 20:11 (UTC)
Re: Да, увы.

Тьфу, поправка - "мое мнение по этому вопросу, поскольку я здесь". Но мое мнение с мнением большинства не совпадает.
Айтишник, ети его мать. Печатаю быстрее чем думаю...


ReplyThread Parent
valchess
valchess
Англофил
Чт, 16 сент, 2004 10:09 (UTC)
Re: Да, увы.

Ответил чуть выше по треду.


ReplyThread Parent
valchess
valchess
Англофил
Чт, 16 сент, 2004 10:05 (UTC)

Естественно, я не знаю, какие конкретно механизмы задействованы. Вполне вероятно, что руководители (владельцы) изданий, пытаясь быть "в струе" настроений власти, бегут впереди паровоза и по собственной доброй воле печатают агрессивные пропагандистские материалы вполне определенной направленности (а по иному жанр означенных статей не определить). Было бы очень любопытно узнать в деталях, как, скажем, появилась вот эта статья в Экспресс-газете, но это, конечно, для нас нереально. Думаю, все же, что некие установки общего характера каким-то образом до верхушки СМИ доводятся. Ну, а испонители - не проблема.

Однако, результат - налицо: и "противник", и вся еще недавно казавшаяся карикатурной и оставшейся в прошлом фразеология - из "тех" времен, и оболвание массовой "аудитории" (с учетом телевидения!) уже сейчас налицо. Что касается умонастроений этой аудитории, то это из серии, что было раньше - курица или яйцо. Механизмы обратной связи при в сфере обработки общественного мнения действуют вполне эффективно. А голоса, озвучивающие альтернативные точки зрения, основной части наших людей практически не слышны.


ReplyThread Parent

(Anonymous)
Вс, 14 ноя, 2004 00:36 (UTC)

Вспомнил неплохой диалог Путина с кинодеятелями России.Вот ,российское кино гибнет,нет господдержки,даже таксисты смотрят американские фильмы!Рассчитывая на поддержку совершенно очевидного месэджа....А что сказал Путин? " Лично я на стороне таксистов "....Небольшой шок....

А вот лично я,Сергей С. считаю -- "Половина правозащитников в России существуют только для того, чтобы оправдывать убийц детей " Есть еще и " врачи без границ" (и без совести) и просто олигофрены типа С.Ковалева (развели его лохотронщики на 2000 долларов на улице,а потом он вменяемых людей учит уму-разуму по телику,называя сваего друга Басаева Робин Гудом) и подобные им типы.


ReplyThread Parent