Англофил (valchess) wrote,
Англофил
valchess

Многозначительная Россия - 63: BBC за стенами "Дворца Путина"

Россия ненавязчиво, но постоянно присутствует на страницах британских СМИ и на экранах телевизоров. Помимо рутинных репортажей, за последнюю неделю в качественных газетах можно было прочитать подробные некрологи (об этом замечательном газетном жанре, в российской прессе почти забытом, я когда-то специально высказывался) на великого футбольного тренера Бескова (здесь в – Times) и философа-писателя Зиновьева (здесь – в Times, а здесь - в Telegraph). На канале BBC2 в последнем еженедельном обозрении главных культурных событий недели Newsnight Review с большим пылом обсуждалась новая постановка в лондонском ALMEIDA THEATRE пьесы Горького «Враги» (подробности обсуждения – здесь. Можно при желании это обсуждение и на видео там же увидеть).

А в минувший четверг телеканал BBC2 в рамках своего долгоиграющего документального цикла “This World” показал (в прайм-тайм – в 9 вечера) часовой фильм “Дворец Путина» (Putin’s Palace). Поделюсь о нем впечатлениями.

Судя по всему, инициатором съемок выступила администрации президента, чьи цели вполне прозрачны (процитирую недавнюю информацию: «Администрация президента наняла известное американское PR-агентство Ketchum для улучшения имиджа России накануне июльского саммита G8 в Санкт-Петербурге. Сумма контракта – миллионы долларов, а одно из важных условий – полная секретность со стороны исполнителей»). Автор фильма известный британский документалист Richard Denton сразу же с гордостью подчеркнул в своем сопроводительном к фильму тексте (он сам его и читал): впервые западным журналистам был предоставлен беспрецедентный доступ в святая святых Кремля - в течение 10 дней они снимали разнообразные кремлевские мероприятия, причем получили возможность показать, как они готовятся, и поговорить с людьми, обычно остающимися за кадром (причем, за кадром и для российских зрителей!). Документалистам повезло: это были довольно насыщенные 10 дней – в них вместилась, например, нашумевшая встреча Путина с испанскими журналистами (куда он по обыкновению опоздал на 2 часа и где ему пришлось отвечать на неудобные вопросы о Юкосе), скандалы, связанные с солдатом Сычевым и с английскими дипломатами-шпионами, и, наконец, ежегодная пресс-конференция для российских и зарубежных журналистов.

Тон фильма – спокойно-ироничный. Дентон вполне понимал, чего от него ждут (фильм начинается его словами, что «кремлевская машина хотела бы «продать» Путина Западу как либерала и демократа, в то время, как внутри страны его имидж – hard man, в котором Россия нуждается»), и любезные хозяева из президентской пресс-службы тоже понимали, с кем имеют дело и были далеки от того, чтобы оказывать сколь-либо явное давление. И они обеспечили возможность эксклюзивных съемок за кулисами и разговоров с самыми разными собеседниками – от президентских советников до солдат из Кремлевского полка.

Как всегда, наиболее интересны детали – те самые, которые говорят больше слов, и которые всплывают неожиданно. Когда видишь, например, что Путин ниже своего стоящего рядом министра иностранных дел на целую голову (как выразился по этому поводу Дентон – “his modest stature”; как-то по российским телекартинкам этот медицинский факт лично мне был не очевиден), сама собой возникает мысль о «маленьком человеке в Кремле». Вот официальный фотограф Путина Родионов показывает целую стену со снимками президента в самых разных ситуациях. («Ну и как, президенту нравятся Ваши фотографии», - спрашивает Дентон. – «Не знаю, он никогда мне ничего не говорил». – «Ни разу?». – «Дома, наверное, с семьей обсуждают»). А вот сотрудница (или начальница?) кремлевской библиотеки, одев белые перчатки, демонстрирует тот самый экземпляр конституции, на котором президент приносит клятву. И признается, что видит Путина часто и с близкого расстояния (встреча с испанскими журналистами, подготовке к которой в фильме уделено немало внимания, проводилась именно в библиотеке), но ему не представлена. Хотя «хотела бы». Вот вальяжный внешнеполитический помощник президента Приходько с жаром (хотя, возможно, и не вполне всерьез) доказывает, что «британское посольтво – это самое уродливое московское здание. Если бы среди москвичей провели референдум, то судьба этого здания была бы предрешена». А вот – крупный план висящего на стене в помещении пресс-службы изречения: Diplomacy is the art of telling someone to go to Hell in such a way that he looks forward to the journey!

А вот утро в президентской пресс-службе после прошедшего накануне вечером телерепортажа о «шпионском камне». Дентон (владеющий русским языком, хотя и не в совершенстве) прислушивается к разговорам, которые – из-за его присутствия - ведутся вполголоса (но чуткий микрофон их улавливает) и с некоторым удивлением констатирует: кажется, что первоочередная задача пресслужбы – донести до всех интересующихся (а их немало - телефоны пресслужбы не умолкают), что все это дело инициировано отнюдь не президентом, и тем более, что это не он обвиняет «продемократические группы» в шпионских связях.

Кстати, о телевидении. "Все, что президент Путин делает, является в России новостью и обязательно показывается на контролируемом государством телевидении", - говорит Дентон. Вот он смотрит репортаж об уже упомянутой встрече президента с испанскими журналистами и констатирует, что репортаж подробный, но тот эпизод с нетактичной испанкой не упомянут (а в его фильме все показано, в том числе крупным планом зверское выражение, возникшее в этот момент на одутловатом лице пресс-секретаря Громова, который сразу же подозвал молодого сотрудника и стал что-то выговаривать ему на ухо). Показан и мультипликационный отрывок из программы НТВ "Реальная политика" , где министр обороны Иванов и президент обсуждают ситуацию вокруг солдата Сычева. Акцентировано, что лица при этом у президента нет. Вошла в фильм и сцена с заседания Совета безопасности, когда Путин с Ивановым сначала уединились в президентском кабинете (что снимала камера англичан - хотя в сам кабинет их, конечно, не пустили), а затем на заседании обсуждали вопрос о том же Сычеве, будто до этого и не виделись - и это уже снимало и российское телевидение.

Заключительная часть фильма посвящена ежегодной президентской пресс-конференции. «Самая крупная в мире – ни один президент не общается сразу с 1000 журналистов!» - с гордостью говорит сотрудник пресс-службы. И отрицает, что вопросы каким-то образом заранее отбираются или редактируются. Изъявил желание задать вопром и Дентон. И «начал обмен е-мэйлами с администрацией». Ему было рекомендовано сформулировать вопрос в письменном виде. Вопрос он написал намеренно аполитичный – чтобы была бОльшая вероятность успеха. Который вернулся к нему в переводе на русский и в измененном виде... И вопрос этот Дентон в конце концов задал – по-английски, и в том виде, в каком хотел. Несколько фрагментов пресс-конференции вошли в фильм. «Для нас непривычна та степень уважения к президенту и даже боязни, которую демонстрируют здесь журналисты», делится Дентон впечатлениями. Конечно же, показали ту дуру (хотя дура-то дура, но умная!), которая от «лица всех блондинок» спросила: «чем вы пользуетесь для того, чтобы так хорошо выглядеть, пользуетесь ли вы какими-то специальными средствами, восстанавливающими молодость и красоту?».

Немало внимания уделено в фильме «проблеме преемника» . Сам президент на пресс-конференции четко сказал, что это дело электората. Но Дентон констатирует: никто в Кремле не хочет обсуждать эту тему. Задав такой вопрос сотруднице пресс-службе Ларисе, он в ответ получает предложение «прочитать его – Дентона – гороскоп». Без обиняков высказался разве что официальный оператор президента Свешников: «Россия нуждается именно в Путине, ни в ком больше».

Вообще, главное действующее лицо фильма с российской стороны – «Дмитрий Сергеевич Песков, официально – первый заместитель заместитель пресс-секретаря президента, а неофициально он известен как Kremlin’s master of spin». Относительно молодой, открытый, с отличным английским. Несколько разговоров с ним вошли в фильм. В частности, Дентон пытался добиться от него ответа, что же такое эта самая “managed democracy” (термин, употребляемый вполне официально). В ответ – рассуждения, что демократия в чистом виде, как на Западе, в России невозможна и «это очевидно» - из-за российских традиций, истории и менталитета; и что если здесь что-то «непохожее», то это «необязательно плохо». И что российские люди не могут думать и жить как англичане, американцы или французы. Но как могут, что же такое демократия по-русски – так и не объяснил. Невольно напрашивается вывод, что главная ее черта – «начальство знает лучше».

Дентон констатирует, что государство в этой модели «управляемой демократии» старается обучить электорат «правильным действиям» и (цитирую – этот текст он и произносит в фильме) «Россияне не могут определить, за кого им надо будет голосовать и ожидают, что президент сам выберет наиболее подходящего кандидата. Те, кто, подобно Пескову, верит в управляемую демократию, хотят, чтобы электорат чувствовал себя достаточно уверенным, чтобы проголосовать за человека Путина. С их точки зрения - это лучший способ обезопасить будущее России. Ну и при этом как-то непреднамеренно получается, что это лучший способ обезопасить их собственное положение».

Насколько такого рода выводы соответствуют ожиданиям «заказчиков» фильма (при том, что по сути их оспорить трудно) – это вопрос к ним. Риторический, впрочем.

Впечатления английских зрителей о фильме - здесь.

P.S. Для меня Дмитрий Песков, представленный в фильме столь влиятельным кремлевским спин-доктором, имя новое. Запустил поиск в гугле. Первая же ссылка именовалась: "Рассмотреть профиль peskov". И этот профиль детализирован так: "Начальник чистилища". Однако!... Федот, да не тот. Следующие ссылки указывали на сочинение еще одного полного тезки под названием "Железный век. Автобиография". А ссылка номер 4 указывала на "Научно-исследовательское судно «Дмитрий Песков»"... Человек-пароход! А наш Песков, как и положену деятелю АП, публично проявляется мало.
UPDATE: как мне любезно подсказали в комментариях, официальная информация о Пескове находится по адресу: http://www.kremlin.ru/articles/peskov.shtml


Многозначительная Россия
Tags: bbc, Британия-Россия, Власть, Пропаганда, Телевидение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments